Налоги и финансы на понятном языке

Режим работы - тут

Минск, рядом с Минск-Мир

Поиск
Close this search box.

ЭСЧФ по анализируемым сделкам

Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрена обязанность плательщика по информированию налоговых органов о совершенных им анализируемых сделках. В каких случаях нужно создавать ЭСФЧ?
ЭСЧФ по анализируемым сделкам. Порядок создания при оказании бухгалтерских услуг

Поделиться записью:

Пунктом 1 статьи 97 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей с 01 января 2021 года) предусмотрено, что:

  • плательщик НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде сделке, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 88 НК РБ путем внесения сведений о ней в электронный счет-фактуру и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
  • сведения вносятся в электронный счет-фактуру независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен

Что же это означает? В каких случаях нужно создавать ЭСЧФ?

Обратите внимание! С января 2022 года есть важные изменения — см.далее

Содержание

ЭСЧФ по кредитам и займам с 01.01.2022

Организация — плательщик налога на прибыль в случаях, указанных в п.1 и п.2 ст.88 Налогового кодекса должна выставить ЭСЧФ на Портал (п.1 ст.91 НК — тут без изменений).

Изменения касаются ЭСЧФ, выставляемым по сделкам, совершаемым со взаимозависимыми лицами (и приравненных к ним по п.2 ст.88 Налогового кодекса).

А именно, при выставлении ЭСЧФ при совершении:

  • внешнеторговой сделки со взаимозависимым лицом
  • сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, совершенной со взаимозависимым юридическим лицом — налоговым резидентом Республики Беларусь, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершена сделка
  • сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентом оффшорной зоны.

Внешнеторговая сделка — совершенная с иностранной организацией, иностранным гражданином (в том числе на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) сделка по реализации (приобретению) товаров (работ, услуг), имущественных прав (пп.1.3 ст.87 Налогового кодекса).

Для целей Главы 11 Налогового кодекса:

  • реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются предоставление в пользование имущества, реализация (погашение) ценных бумаг, производных финансовых инструментов, предоставление кредита (займа);
  • приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются получение товаров (результатов работ, услуг), имущественных прав, ценных бумаг, производных финансовых инструментов, кредита (займа), права использования объектов интеллектуальной собственности, получение в пользование имущества.

Указанное означает, что контроль трансфертного ценообразования распространили на сделки с ценными бумагами, а также на операции по получению / предоставлению займов и кредитов.

Не забудьте выставить ЭСЧФ на Портал в указанных случаях.

При этом начисление или получение процентов по кредитам / займам также является основанием для выставления ЭСЧФ. Напрямую это из норм Налогового кодекса, полагаем, не следует, однако вытекает из норм Инструкции МНС от 25.04.2016 №15.

Таким образом, с 01 января 2022 года необходимо выставлять ЭСЧФ по следующим сделкам:

  1. получение займа (в т.ч. беспроцентного) / кредита от взаимозависимого лица — нерезидента (и от физического лица, и от юридического лица)
  2. предоставление займа / кредита взаимосвязанному лицу — нерезиденту (и физическому лицу, и юридическому лицу). В том числе при предоставлении беспроцентного займа
  3. получение займа / кредита от белорусского взаимосвязанного юридического лица, которое применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), либо которое по иным основаниям не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль). В том числе при получении беспроцентного займа
  4. предоставление займа (в т.ч. беспроцентного) указанному в п.3 юридическому лицу
  5. начисление в бухгалтерском учете процентов, подлежащих получению (доходы) или уплате (расходы) по кредитам / займам предоставленным (полученным) лицам, указанным в п.1-п.4.

Читайте комментарий ИМНС Республики Беларусь по Витебской области по порядку заполнения ЭСЧФ по предоставлению и получению займов.

Вводная часть. Для понимания

Объясним так, как объясняем своим бухгалтерам — на примере банковской деятельности (процессы в каждом банке могут отличаться, но смысл такой).

Думаем, все знают, что банки в рамках борьбы с отмыванием (легализацией) преступных доходов направляют спецформуляры в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ДФМ).

В ДФМ банками направляются спецформуляры в отношении тех финансовых операций клиентов банка, которые признаны банком подозрительными (запомните это понятие).

Т.е. банк в лице специально обученного человека – ответственного должностного лица – признал, что конкретная финансовая операция подозрительна, и направил по ней спецформуляр в ДМФ.

Но не все операции этот специально обученный человек проверяет. Операций же в банке, порой, миллионы.

Он проверят лишь те операции, которые определенным образом попали ему в выборку – это операции, вызывающие подозрения (снова запоминаем понятие). Эти операции просто соответствуют какому-то набору признаков, в связи с чем и являются операциями, вызывающими подозрения.

Итак, имеются финансовые операции клиентов в банке.

Если эти операции соответствуют установленным признакам подозрительности – то это финансовые операции, вызывающие подозрения. Они подпадают на проверку ответственному сотруднику.

И если банк решит, что операции действительно подозрительные – то направит спецформуляр в ДФМ (фактически – направит эти операции на проверку контролирующим органам).

Бухгалтерские услуги

юридическим лицам
физическим лицам

Основная часть

Перейдем к Налоговому кодексу, ЭСЧФ, контролируемым сделкам и трансфертному ценообразованию.

В соответствии с пунктом 1 ст.97 НК РБ, Плательщик информирует налоговые органы о совершенной сделках, предусмотренных п.1 и п.2 ст.88 НК РБ, путем создания и направления ЭСЧФ.

Независимо от цены сделки.

Независимо от отклонения цен от рыночных цен.

Перечень случаев, когда сделки являются ПОДЛЕЖАЩИМИ КОНТРОЛЮ соответствия рыночным ценам (ранее во вводной части в отношении банков и финансовых операциях в них мы использовали общее понятие «финансовые операции, вызывающие подозрения»), указаны в пункте 1 ст.88 НК РБ (с учетом расширения понятия «взаимозависимое лицо», предусмотренное пунктом 2 ст.88 НК РБ)).

Именно по таким сделкам ОРГАНИЗАЦИЯ — ПЛАТЕЛЬЩИК НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ должна уведомить налоговый орган путем создания ЭСЧФ.

Налоговые органы хотят получить сведения вообще обо всех сделках плательщиков, попадающих в категорию «анализируемых» сделок. В данном случае налоговые органы как ответственный сотрудник в банке (см. ранее во вводной части) – к ним стекаются сведения обо всех сделках клиентов, которые попали под признаки, указанные в пункте 1 ст.88 НК РБ.

Но проверяют сделки не все.

Пороговые суммы, содержащиеся в пункте 3 ст.88 НК РБ, приведены, полагаем, для самих налоговых органов — именно сделки, соответствующие критериям п.3 ст.88 НК ПОДЛЕЖАТ КОНТРОЛЮ (с учетом тех видов сделок, которые вообще не подлежат контролю соответствия рыночным ценам — п.5 ст.88 НК РБ).

При превышении установленных пороговых значений (а они установлены не по всем основаниям-критериям, приведенным в пункте 1 ст.88 НК РБ; например, сделки с недвижимостью, совершенные со взаимозависимым лицом либо совершенные с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения (например, УСН), подлежат контролю без каких-либо пороговых значений) налоговые органы осуществят контроль на предмет соответствия цен по анализируемым сделкам плательщика рыночным ценам (вот на этой стадии налоговые органы и будут являться непосредственно контрольным органом).

Таким образом:

  • Если любая из Ваших (как организации — плательщика налога на прибыль) сделок подпадает под критерии, приведенные в пункте 1 ст.88 НБ РБ – необходимо уведомить налоговые органы о такой сделке путем создания ЭСЧФ. Даже если в обычном порядке ЭСЧФ созданию не подлежит (см. п.23-1 ст.131 НК РК в редакции, вступившей в силу с 01.01.2021);
  • Если при этом стороны по сделке подпадают под категорию «взаимозависимых» — в ЭСЧФ необходимо проставить соответствующий признак;

Не стоит переживать по поводу того, что возможно расхождение сведений по ЭСЧФ со сведениями, содержащимися в налоговой декларации по НДС.

В случае получения от налоговых органов соответствующего уведомления, необходимо направить в налоговые органы пояснения о причинах расхождения и сообщить о создании ЭСЧФ в соответствии с пунктом 1 ст.97 НК РБ.

С уважением, Бухгалтерский центр «Арденна»

Picture of Вырвич Ирина
Вырвич Ирина

Главный бухгалтер
Налоговый консультант

Поделиться записью:

Читайте другие статьи о бухгалтерском и налоговом учёте:
Указ от 17.09.2024 №367. Покупка и продажа криптовалюты через белорусские криптобиржи
Указ от 17.09.2024 №367. Криптовалюта для физических лиц только через белорусские криптобиржи

Президентом Беларуси подписан Указ от 17.09.2024 №367. В соответствии с Указом физические лицо покупать и продавать криптовалюту смогут только через белорусские криптобиржи

Читать статью »

Подпишитесь на нашу рассылку

Всего несколько писем и статей в месяц

Нажмите для звонка 👇

Пишите в мессенджеры

Закажите

 обратный звонок!

Оставьте заявку

и мы скоро Вам перезвоним

Вы подписались на нашу рассылку!

Спасибо!

Ваша заявка принята!

В скором времени наш консультант свяжется с Вами