Пунктом 1 статьи 97 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей с 01 января 2021 года) предусмотрено, что:
- плательщик НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде сделке, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 88 НК РБ путем внесения сведений о ней в электронный счет-фактуру и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
- сведения вносятся в электронный счет-фактуру независимо от цены сделки и отклонения цен от рыночных цен
Что же это означает? В каких случаях нужно создавать ЭСЧФ?
Обратите внимание! С января 2022 года есть важные изменения — см.далее
ЭСЧФ по кредитам и займам с 01.01.2022
Организация — плательщик налога на прибыль в случаях, указанных в п.1 и п.2 ст.88 Налогового кодекса должна выставить ЭСЧФ на Портал (п.1 ст.91 НК — тут без изменений).
Изменения касаются ЭСЧФ, выставляемым по сделкам, совершаемым со взаимозависимыми лицами (и приравненных к ним по п.2 ст.88 Налогового кодекса).
А именно, при выставлении ЭСЧФ при совершении:
- внешнеторговой сделки со взаимозависимым лицом
- сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, совершенной со взаимозависимым юридическим лицом — налоговым резидентом Республики Беларусь, которое не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль) в календарном году, в котором совершена сделка
- сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентом оффшорной зоны.
Внешнеторговая сделка — совершенная с иностранной организацией, иностранным гражданином (в том числе на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) сделка по реализации (приобретению) товаров (работ, услуг), имущественных прав (пп.1.3 ст.87 Налогового кодекса).
Для целей Главы 11 Налогового кодекса:
- реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются предоставление в пользование имущества, реализация (погашение) ценных бумаг, производных финансовых инструментов, предоставление кредита (займа);
- приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются получение товаров (результатов работ, услуг), имущественных прав, ценных бумаг, производных финансовых инструментов, кредита (займа), права использования объектов интеллектуальной собственности, получение в пользование имущества.
Указанное означает, что контроль трансфертного ценообразования распространили на сделки с ценными бумагами, а также на операции по получению / предоставлению займов и кредитов.
Не забудьте выставить ЭСЧФ на Портал в указанных случаях.
При этом начисление или получение процентов по кредитам / займам также является основанием для выставления ЭСЧФ. Напрямую это из норм Налогового кодекса, полагаем, не следует, однако вытекает из норм Инструкции МНС от 25.04.2016 №15.
Таким образом, с 01 января 2022 года необходимо выставлять ЭСЧФ по следующим сделкам:
- получение займа (в т.ч. беспроцентного) / кредита от взаимозависимого лица — нерезидента (и от физического лица, и от юридического лица)
- предоставление займа / кредита взаимосвязанному лицу — нерезиденту (и физическому лицу, и юридическому лицу). В том числе при предоставлении беспроцентного займа
- получение займа / кредита от белорусского взаимосвязанного юридического лица, которое применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), либо которое по иным основаниям не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль (освобождено от налога на прибыль). В том числе при получении беспроцентного займа
- предоставление займа (в т.ч. беспроцентного) указанному в п.3 юридическому лицу
- начисление в бухгалтерском учете процентов, подлежащих получению (доходы) или уплате (расходы) по кредитам / займам предоставленным (полученным) лицам, указанным в п.1-п.4.
Читайте комментарий ИМНС Республики Беларусь по Витебской области по порядку заполнения ЭСЧФ по предоставлению и получению займов.
Вводная часть. Для понимания
Объясним так, как объясняем своим бухгалтерам — на примере банковской деятельности (процессы в каждом банке могут отличаться, но смысл такой).
Думаем, все знают, что банки в рамках борьбы с отмыванием (легализацией) преступных доходов направляют спецформуляры в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ДФМ).
В ДФМ банками направляются спецформуляры в отношении тех финансовых операций клиентов банка, которые признаны банком подозрительными (запомните это понятие).
Т.е. банк в лице специально обученного человека – ответственного должностного лица – признал, что конкретная финансовая операция подозрительна, и направил по ней спецформуляр в ДМФ.
Но не все операции этот специально обученный человек проверяет. Операций же в банке, порой, миллионы.
Он проверят лишь те операции, которые определенным образом попали ему в выборку – это операции, вызывающие подозрения (снова запоминаем понятие). Эти операции просто соответствуют какому-то набору признаков, в связи с чем и являются операциями, вызывающими подозрения.
Итак, имеются финансовые операции клиентов в банке.
Если эти операции соответствуют установленным признакам подозрительности – то это финансовые операции, вызывающие подозрения. Они подпадают на проверку ответственному сотруднику.
И если банк решит, что операции действительно подозрительные – то направит спецформуляр в ДФМ (фактически – направит эти операции на проверку контролирующим органам).
Основная часть
Перейдем к Налоговому кодексу, ЭСЧФ, контролируемым сделкам и трансфертному ценообразованию.
В соответствии с пунктом 1 ст.97 НК РБ, Плательщик информирует налоговые органы о совершенной сделках, предусмотренных п.1 и п.2 ст.88 НК РБ, путем создания и направления ЭСЧФ.
Независимо от цены сделки.
Независимо от отклонения цен от рыночных цен.
Перечень случаев, когда сделки являются ПОДЛЕЖАЩИМИ КОНТРОЛЮ соответствия рыночным ценам (ранее во вводной части в отношении банков и финансовых операциях в них мы использовали общее понятие «финансовые операции, вызывающие подозрения»), указаны в пункте 1 ст.88 НК РБ (с учетом расширения понятия «взаимозависимое лицо», предусмотренное пунктом 2 ст.88 НК РБ)).
Именно по таким сделкам ОРГАНИЗАЦИЯ — ПЛАТЕЛЬЩИК НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ должна уведомить налоговый орган путем создания ЭСЧФ.
Налоговые органы хотят получить сведения вообще обо всех сделках плательщиков, попадающих в категорию «анализируемых» сделок. В данном случае налоговые органы как ответственный сотрудник в банке (см. ранее во вводной части) – к ним стекаются сведения обо всех сделках клиентов, которые попали под признаки, указанные в пункте 1 ст.88 НК РБ.
Но проверяют сделки не все.
Пороговые суммы, содержащиеся в пункте 3 ст.88 НК РБ, приведены, полагаем, для самих налоговых органов — именно сделки, соответствующие критериям п.3 ст.88 НК ПОДЛЕЖАТ КОНТРОЛЮ (с учетом тех видов сделок, которые вообще не подлежат контролю соответствия рыночным ценам — п.5 ст.88 НК РБ).
При превышении установленных пороговых значений (а они установлены не по всем основаниям-критериям, приведенным в пункте 1 ст.88 НК РБ; например, сделки с недвижимостью, совершенные со взаимозависимым лицом либо совершенные с плательщиком, применяющим особые режимы налогообложения (например, УСН), подлежат контролю без каких-либо пороговых значений) налоговые органы осуществят контроль на предмет соответствия цен по анализируемым сделкам плательщика рыночным ценам (вот на этой стадии налоговые органы и будут являться непосредственно контрольным органом).
Таким образом:
- Если любая из Ваших (как организации — плательщика налога на прибыль) сделок подпадает под критерии, приведенные в пункте 1 ст.88 НБ РБ – необходимо уведомить налоговые органы о такой сделке путем создания ЭСЧФ. Даже если в обычном порядке ЭСЧФ созданию не подлежит (см. п.23-1 ст.131 НК РК в редакции, вступившей в силу с 01.01.2021);
- Если при этом стороны по сделке подпадают под категорию «взаимозависимых» — в ЭСЧФ необходимо проставить соответствующий признак;
- На пороговые значения, установленные в пункте 3 ст.88 НК РБ, внимания не обращаем – к необходимости составления ЭСФЧ они (эти пороговые значения) отношения не имеют.
Не стоит переживать по поводу того, что возможно расхождение сведений по ЭСЧФ со сведениями, содержащимися в налоговой декларации по НДС.
В случае получения от налоговых органов соответствующего уведомления, необходимо направить в налоговые органы пояснения о причинах расхождения и сообщить о создании ЭСЧФ в соответствии с пунктом 1 ст.97 НК РБ.
С уважением, Бухгалтерский центр «Арденна»