Иностранная безвозмездная помощь. Декрет №3. Разъяснение МНС

Налоги и финансы на понятном языке

Ежедневно: 8:00 - 22:00

Минск, рядом с ТЦ "Outleto"

Иностранная безвозмездная помощь - Декрет №3. Разъяснение МНС

Иностранная безвозмездная помощь. Декрет №3. Разъяснение МНС

Министерство по налогам и сборам на своем официальном сайте опубликовало разъяснение по порядку налогообложения иностранной безвозмездной помощи в связи с принятием Декрета №3 от 25.05.2020

Поделиться записью:

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter
Содержание

Декрет от 25.05.2020 №3 «Об иностранной безвозмездной помощи»

Президентом Республики Беларусь принят Декрет от 25.05.2020 №3 «Об иностранной безвозмездной помощи».

Основные положения Декрета №3 вступают в силу через 3 месяца после официального опубликования, а именно с 27 августа 2020 года.

Декрет №3 заменит действовавший ранее Декрет от 31.08.2015 №5 «Об иностранной безвозмездной помощи. С 27.08.2020 Декрет №5 прекратит свое действие.

Декрет от 25.05.2020 №3 устанавливает порядок регистрации, налогообложения и использования иностранной безвозмездной помощи (далее – ИБП) в Республике Беларусь.

Отличную статью по новшествам Декрета №3 опубликовали коллеги из ООО «Бейкер Тилли Бел» – рекомендуем к прочтению.

Разъяснения МНС по налогообложению организаций при применении Декрета №3

На официальном сайте Министерства по налогам и сборам опубликовано разъяснение (от Главного управления методологии налогообложения МНС) по порядку налогообложения иностранной безвозмездной помощи в связи с принятием Декрета №3 от 25.05.2020.

По информации, опубликованном МНС, Декрет № 3 не содержит существенных новаций в части налогообложения помощи.

А именно, освобождение ИБП (иностранной безвозмездной помощи) от налогообложения возможно в порядке, определенном Декретом №3.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На сегодняшний день в соответствии с Декретом №5 от НДС освобождается только получатель ИБП при получении такой помощи.

 Соответственно, получатель иностранной безвозмездной помощи (ИБП) не уплачивает налог на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, получаемых (полученных) в качестве помощи.

Указанная налоговая преференция сохранена и в Декрете №3.

Помимо этого, согласно Декрету № 3 дополнительно с 27 августа 2020 г. будут освобождаться от НДС операции, совершаемые как получателем помощи, так и вторичным (последующим) получателем:

1) по дальнейшей безвозмездной передаче ИБП в виде товаров, ввезенных получателем ИБП на территорию Республики Беларусь с освобождением от НДС;

2) по безвозмездной передаче товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве ИБП и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения пункта 15 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) получателем помощи (вторичным (последующим) получателем) не применяются.

Таким образом, со вступлением в силу Декрета № 3 при совершении операций по безвозмездной передаче указанных выше товаров (имущества), работ, услуг не нужно исчислять НДС на всех этапах такой передачи, вплоть до получения такой помощи конечным ее потребителем.

Установленное Декретом № 3 ограничение на применение нормы пункта 15 статьи 133 НК фактически означает:

1. ограничение в осуществлении вычетов для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые в основном и выступают получателями помощи (пункт 12 статьи 132, подпункт 24.3 пункта 24 статьи 133 НК).

При этом, поскольку при безвозмездной передаче согласно Декрету № 3 исчисления НДС не происходит, то у общественной организации не возникает необходимости выделения НДС расчетным путем согласно подпункту 26.4 пункта 26 статьи 133 НК;

2. отражение оборота по безвозмездной передаче в строке 8 налоговой декларации (расчета) по НДС:

  • как организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность и признаваемыми плательщиками НДС,
  • так и общественными организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вычеты сумм НДС, приходящиеся на такую безвозмездную передачу, производят в общеустановленном порядке без применения особенностей пункта 15 статьи 133 НК, а значит, относят суммы «входного» НДС на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 133 НК.

Бухгалтерские услуги

юридическим лицам
инд. предпринимателям

Налог на прибыль

Декретом №3 (как и ранее Декретом №5) предусматривается возможность освобождения ИБП (иностранной безвозмездной помощи) от налогообложения налогом на прибыль.

Так, пунктом 11 Декрета № 3 установлено, что помощь может освобождаться от налога на прибыль, обязанность по уплате которого возникает:

  • у получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, за исключением ИБП в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование
  • у вторичных (последующих) получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве ИБП (иностранной безвозмездной помощи) денежных средств отправителей.

Справочно: Решение об освобождении ИБП от налогов, сборов (пошлин) принимается:

Управлением делами Президента Республики Беларусь – при направлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи на цели, предусмотренные в абзацах втором – тринадцатом части первой пункта 1 Декрета №3

Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи – в иных случаях

Помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогов, сборов (пошлин) (пункт 8 Декрета №3).

При этом, перечень общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, определяется Управлением делами Президента Республики Беларусь.

Следовательно, суммы помощи, подлежащие направлению на оплату общехозяйственных расходов, наравне с другими суммами помощи, не освобожденными от налогообложения, будут формировать состав внереализационных доходов на даты, определенные пунктом 12 Декрета №3.

Пунктом 12 Декрета №3 в отношении ИБП, подлежащей регистрации, но не освобожденной от налогообложения, определено, что для целей исчисления налога на прибыль такая помощь (ИБП), признаваемая внереализационными доходами в соответствии с налоговым законодательством, включается в состав внереализационных доходов:

  • получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи удостоверения;
  • вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов.

Справочно:

В настоящее время, на основании части третьей подпункта 3.7 пункта 3 статьи 174 НК доходы в виде стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, денежных средств, полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи и не освобожденных от налогообложения Президентом Республики Беларусь, отражаются на дату выдачи удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи.

Кроме того, внереализационный доход будет возникать в случаях, когда на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, будет направлена ИБП (иностранная безвозмездная помощь), освобожденная от налогообложения при ее регистрации.

Налогообложение ИБП, не подлежащей регистрации, как и ранее, будет производиться в общеустановленном порядке, т.е. в соответствии с правилами главы 16 НК. Данное правило закреплено пунктом 8 Декрета №3.

Справочно:

Согласно подпункту 3.7 пункта 3 статьи 174 НК при исчислении налога на прибыль в состав внереализационных доходов включаются стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств. При этом к безвозмездно полученным товарам (работам, услугам), имущественным правам, иным активам, безвозмездно полученным денежным средствам относятся, в том числе, полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы в случае освобождения от обязанности их оплаты, полученные денежные средства в случае освобождения от обязанности их возврата (за исключением случаев, установленных подпунктом 3.12 пункта 3 статьи 174 НК), а также суммы иностранной безвозмездной или международной технической помощи, не освобожденные от налогообложения в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Новшеством, введенным Декретом №3, является взимание платы в размере 0,5 процента от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).

Денежные средства, поступающие в качестве платы за регистрацию помощи на текущий (расчетный) банковский счет Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, налогами, сборами (пошлинами) не облагаются.

У получателей ИБП суммы уплачиваемой ими платы, осуществляемые за счет включаемых в состав внереализационных доходов сумм ИБП, будут формировать состав внереализационных расходов на основании абзаца третьего части второй пункта 2 статьи 178 НК.

Пунктом 14 Декрета №3 предусмотрена возможность изменения целей использования помощи, видов и размера расходов, перечня вторичных (последующих) получателей. При этом оговорено, что при рассмотрении вопроса об изменении целей использования помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).

В таких случаях, а также при направлении ИБП, освобожденной от налогообложения, на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, датой включения получателем суммы указанной помощи в состав внереализационных доходов для целей налогообложения является дата согласования Департаментом изменения плана.

Налог при упрощенной системе налогообложения (УСН). Единый налог для производителей сельхоз- продукции

Для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог) Декрет №3 предусматривает возможность (в установленном в нем порядке) освобождения от указанных налогов, обязанность по уплате которых возникает:

  • у получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи (ИБП), за исключением ИБП в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование
  • у вторичных (последующих) получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве ИБП, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве ИБП денежных средств отправителей.

Сведения об освобождении помощи от налога при УСН и единого налога указываются в приложении к налоговой декларации (расчету) по налогу при УСН и единому налогу «Сведения о размере и составе использованных льгот» соответственно.

В случае, если ИБП (иностранная безвозмездная помощь), подлежащая регистрации и признаваемая внереализационными доходами, не освобождена от налогообложения, то для целей исчисления налога при УСН и единого налога такая помощь включается в состав внереализационных доходов и отражается:

  • получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи удостоверения
  • вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов.

С уважением, Бухгалтерский центр “Арденна”

Поделиться записью:

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter
Читайте другие статьи о бухгалтерском и налоговом учёте:
Усиление контроля доходов и расходов физических лиц. Декларация о доходах и имуществе
Декларация о доходах и имуществе: МНС планирует усилить контроль

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь рассматривает возможность усиления контроля доходов и расходов физических лиц в рамках представления деклараций о доходах и имуществе

Читать статью »

Подпишитесь на нашу рассылку

Всего несколько писем и статей в месяц

Нажмите для звонка 👇

Пишите в мессенджеры

Закажите

обратный звонок!

Оставьте заявку

и мы скоро Вам перезвоним

Вы подписались на нашу рассылку!

Спасибо!

Ваша заявка принята!

В скором времени наш консультант свяжется с Вами