На официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь опубликована новость с примером о последствиях получения заработной платы в криптовалюте.
Зарплата в криптовалюте — информация от ИМНС РБ по Минской области
Сотрудниками управления оперативных мероприятий инспекции МНС Республики Беларусь по Минской области проведены контрольные мероприятия в отношении гражданки Г., по результатам которых установлено следующее.
Гражданка Г. на территории Республики Беларусь в период с 30.10.2023 по 11.06.2024, посредством глобальной компьютерной сети Интернет оказывала услуги супервайзера ООО «К» (г. Москва, Российская Федерация) по управлению операторами с получением оплаты в цифровых токенах (USDT) в количестве 5 536,05 USDT.
Вознаграждение выплачивалось переводом в цифровых токенах (USDT) через криптовалютную платформу.
В дальнейшем гражданка Г. полученные цифровые токены (USDT) реализовывала различным покупателям посредством P2P-сделок на криптовалютной платформе. Доход от осуществления деятельности с нарушением действующего законодательства Республики Беларусь составил 16 380,96 руб.
Согласно нормам Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8), а также Гражданского кодекса Республики Беларусь, Банковского кодека Республики Беларусь, токены (в том числе криптовалюта) не являются на территории Республики Беларусь средством платежа и возможность использования токенов (включая криптовалюты) для расчетов за работы (услуги) Декретом № 8 не предусмотрена.
Таким образом, своими действиями гражданка Г. нарушила запрет, установленный Декретом № 8 и в отношении ее составлен административный протокол по части 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, санкция статьи предусматривает наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
Дополнительная информация
От себя отметим следующее.
Во-первых:
Гражданка К. привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.13.3 КоАП РБ — «Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается»
По этому основанию обычно привлекают к ответственности за совершение P2P-обмена криптовалюты. Который, как известно, в Беларуси не разрешен.
По ч.3 ст.13.3 КоАП РБ для физического лица (не ИП) предусмотрена ответственность в виде:
- штраф от 20 до 50 базовых величин
- и конфискация до 100% суммы дохода или без конфискации (при этом под суммой дохода в данном случае понимается для сумма выручки без учета затрат на её получение)
Какую ответственность понесла (если вообще понесла) гражданка Г. за прием криптовалюты в качестве оплаты за оказанные услуги — не понятно.
Во-вторых:
Декрет №8 устанавливает конкретные виды операций, которые разрешены физическим лицам при совершении операций с токенами.
В соответствии с нормами Декрета от 21.12.2017 №8 «О развитии цифровой экономики»:
- с одной стороны (пп.2.2 Декрета №8): физические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных Декретом №8, совершать следующие операции:
- майнинг
- хранение токенов в виртуальных кошельках,
- обмен токенов на иные токены,
- приобретение токенов
- отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги
- дарить токены
- завещать токены
- с другой стороны (пп.2.6 Декрета №8): если иное не предусмотрено законодательством, является незаконной и запрещается предпринимательская деятельность физических лиц по:
- оказанию на территории Республики Беларусь и (или) с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет иным лицам содействия в совершении и (или) исполнении сделок (операций) с токенами (в том числе выступая стороной по таким сделкам (операциям) с использованием функционирующей в глобальной компьютерной сети Интернет информационной системы либо посредством предоставления права (разрешения) иным лицам использовать такую информационную систему)
- приобретению и (или) отчуждению, в том числе обмену, токенов (кроме случаев, указанных для физических лиц в пп.2.2 Декрета №8)
Также отметим, что:
- до 01 января 2025 г. для физических лиц были продлены льготы в части подоходного налога по операциям с токенами
- принят Указ от 17.09.2024 №367 — физические лица смогут покупать и продавать криптовалюту только через белорусские криптобиржи