Незаконные схемы возврата НДС по-прежнему широко распространены. В том числе при использовании как реальной, так и псевдо-реализации товаров, обладаемых НДС по ставке 10%.
Рассматриваем пример корректировки налоговой базы плательщика по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь. Указанный пример приведен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (пример 5)
Отметим, что мы не знаем и не можем знать конкретных обстоятельств хозяйственных операций и сделок лиц (юридических и физических), указанных в примерах по корректировке налоговой базы налоговыми органами ввиду неудачной оптимизации налоговой нагрузки.
Особенности проведения налоговых проверок в отношении указанных лиц нам также неизвестны.
Комментарий, указанный далее, дан на основании имеющегося у нас опыта в рамках оказания бухгалтерских услуг юридическим лицам.
Больше примеров и статей по законной и незаконной оптимизации налогов смотрите на нашей сводной странице по оптимизации налогов и прибыли.
Пример 5 с сайта МНС
Ранее текст примеров по корректировке налоговой базы был приведен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В настоящее время на сайте МНС РБ приведены иные примеры по корректировке налоговой базы различных налогов.
В январе 2019 года в Республике Беларусь неустановленными лицами была организована схема необоснованного возврата НДС из бюджета.
В Беларуси были зарегистрированы два хозяйственных общества.
Указанные компании документировали между собой хозяйственные операции, связанные с:
- ввозом на территорию Республики Беларусь товаров
- последующей реализацией ввезенных товаров
При этом:
Компания 1 – субъект «А»:
- документировала операции по ввозу в Беларусь товаров с территории Российской Федерации
- оформляла реализацию ввезенных товаров в адрес второго подконтрольного субъекта «Б»
- при этом стоимость товаров, «реализованных» в пользу компании «Б», в десятки раз превышала их ввозную стоимость
- создавала и направляла на Портал МНС две ЭСЧФ: 1 – по импорту в РБ; 2 – по реализации в пользу компании «Б»
- не отражала в декларациях обороты по реализации (выручку)
Уплата «ввозного» НДС в бюджет таким «импортером» также не производилась.
Компания 2 – субъект «Б»:
- «приобретала» товары у взаимосвязанной компании «А», получая большие вычеты по НДС
- документировала реализацию в розницу части «приобретенных» товаров на незначительную сумму
- при этом по такой «реализации» товаров применялась ставка НДС 10%
- создавала и направляла на Портал ЭСЧФ по «реализации» товаров
- заявляла под указанных оборот (незначительный оборот) вычет сумм «входного» НДС в полном объеме
По результатам проведенных контрольных мероприятий была собрана доказательная база, свидетельствующая об искажении фактов совершения хозяйственных операций, целью документирования которых являлся необоснованный возврат НДС из бюджета.
Указанные хозяйственные операции фактически не осуществлялись.
Собранные доказательства послужили основанием для корректировки налоговых обязательств в виде уменьшения сумм налоговых вычетов у покупателя (компании «Б») по основаниям, определенным пунктом 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Материалы проверки направлены в органы финансовых расследований для рассмотрения в рамках компетенции на предмет наличия в действиях лиц, причастных к созданию схемы по необоснованному возврату НДС из бюджета, признаков преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Комментарий к незаконному способу возврата НДС из бюджета
Очередная схема по незаконному возврату НДС из бюджета.
Попытки махинаций по необоснованному возврату сумм НДС из бюджета – по-прежнему достаточно распространены.
Введение электронных счетов-фактур значительно облегчает налоговым органам контроль движения НДС, при этом расширяет возможности такого контроля.
В обозначенной ситуации неустановленные лица пытались воспользоваться возможностью вычета сумм НДС в полном объеме, предусмотренной п.27.2 статьи 133 НК РБ (вычет сумм налога на добавленную стоимость производится в полном объеме по товарам, при реализации которых налогообложение НДС осуществляется по ставке в размере 10%).