Рассматриваем очередной пример незаконной «оптимизации» налогов, приведенный в статье заместителя начальника управления методологии налогового контроля главного управления организации контрольной деятельности МНС РБ Натальи Альбертовны Рончко, опубликованной в журнале «Налоги Беларуси» №1 (577) за январь 2020 года (ситуация 4).
Указанная статья Н.А.Рончко приведена в качестве примера корректировки налоговой базы, применяемой налоговыми органами на основании положений пункта 4, пункта 5 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (пример 4 с сайта МНС РБ)
Также приведен комментарий в отношении незаконного метода налоговой оптимизации.
Отметим, что мы не знаем и не можем знать конкретных обстоятельств хозяйственных операций и сделок лиц (юридических и физических), указанных в примерах по корректировке налоговой базы налоговыми органами ввиду неудачной оптимизации налоговой нагрузки.
Особенности проведения налоговых проверок в отношении указанных лиц нам также неизвестны.
Комментарий, указанный далее, дан на основании имеющегося у нас опыта в рамках оказания бухгалтерских услуг юридическим лицам.
Больше примеров и статей по законной и незаконной оптимизации налогов смотрите на нашей сводной странице по оптимизации налогов и прибыли.
Ситуация 4 примера 4 с сайта МНС
Налоговым органом был проведен предварительный анализ деятельности ЧТУП «В».
В ходе анализа деятельности организации налоговым органом было установлено, что:
- на протяжении длительного периода средний уровень налоговой нагрузки ЧТУП «В» сложился ниже среднего уровня по осуществляемому виду деятельности
- затраты приближены к сумме выручки либо превышали ее
- на протяжении последних лет отражались в бухгалтерском и налоговом учете значительные убытки.
При этом согласно глобальной компьютерной сети Интернет ЧТУП «В» занимало лидирующие позиции на рынке в сегменте оказываемых услуг.
В ходе проведения проверки ЧТУП «В» установлен факт отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета за проверяемый период выручки от реализации оказанных услуг не в полном размере:
- путем искажения данных бухгалтерского и налогового учета
- в результате нарушения установленного порядка приема наличных денежных средств (денежные средства принимались без использования кассовых суммирующих аппаратов).
Комментарий
По вопросу искажения данных бухгалтерского и налогового учета с целью занижения выручки от реализации – ничего не скажем, т.к. недостаточно информации.
Понятное дело, что это к законной оптимизации налогов нарушение порядка бухгалтерского и налогового учета не имеет никакого отношения.
По вопросу работы с наличными денежными средствами:
К сожалению, вопрос контроля законного оборота наличных денежных средств – до сих пор острый вопрос на повестке дня налоговых и иные государственных органов.
Многие организации и индивидуальные предпринимателя по-прежнему зачастую принимают наличные денежные в оплату своих услуг либо реализуемых товаров «мимо кассы» — т.е. без выдачи кассовых чеков либо квитанций о приеме наличных (в уставленных случаях).
Особенно интересен тот случай, когда вместо кассового чека вам выдают «товарный» чек. В котором «всё есть».
Безусловно, оборот наличных денег в «теневом» бизнесе не идет на пользу экономике страны.
Неприменение КСА при приеме наличных – это не «оптимизация» налогов. Это уход от налогов.
Кстати, обратим внимание на то, что «контрольных закупок» в последнее время проводится все меньше. Как-то о них даже и не слышно. Не то, что в начале 2000-х годов, когда у знакомых предпринимателей чуть ли не каждый месяц были проверки. Сейчас все больше камеральные проверки.
Не то, что на рынках – даже в средних по размеру магазинах иногда по кассе не пробивают выручку.
Один из вариантов решения проблемы – развитие системы безналичных расчетов.
Однако, полагаем, с целью стимулирования развития оборота безналичных денежных средств необходимо не просто законодательно ограничивать совершение тех или иных операций в наличной форме.
Бизнес считает деньги.
А безналичные деньги для бизнеса в настоящее время, полагаем, стоят слишком дорого:
- комиссию за эквайринг заплати – вплоть до 3% от суммы операции (с учетом того, что налог при УСН без НДС – 5% (с 2022 года — 6%))
- банку комиссию за снятие денег со счета заплати – иногда до 2% от суммы
- за платежные терминалы заплати.
В любом случае, «теневая» торговля» — это плохо. И этот вопрос необходимо решать.