Кадровый учет для ИП
ВНИМАНИЕ!
C 01 января 2023 года ИП на обслуживание наша компания не принимает
В случае, если индивидуальный предприниматель нанимает на работу сотрудников – у него, как у работодателя, возникает необходимость ведения кадрового учета в отношении своих работников.
Кадровый учет в отношении наемных сотрудников индивидуального предпринимателя – вид бухгалтерской услуги, которую специалисты Бухгалтерского центра «Арденна» оказывают клиентам-индивидуальным предпринимателям в рамках оказания аутсорсинга бухгалтерских услуг по комплексному бухгалтерскому, налоговому и кадровому сопровождению бизнеса индивидуальных предпринимателей.
Что нужно знать и делать ИП, если он решил нанять работников
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более 3 (трех) физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Таким образом, ИП вправе принять на работу не более 3 сотрудников (любых – не только близких родственников).
Обращаем внимание, что ограничение на 3-х наемных работников распространяется только на тех работников, которые непосредственно принимают участие в приносящей прибыль ИП экономической деятельности.
В соответствии с информационным письмом от 18.01.2008 Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства экономики республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь указанное ограничение (не более 3-х наемных работников) не касается договоров, заключаемых предпринимателями на выполнение для них работ либо оказание им услуг сопутствующего характера:
- оказание услуг по сертификации продукции, а также государственной гигиенической регистрации
- оказание услуг по обслуживанию кассовых суммирующих аппаратов
- оказание услуг по погрузке, разгрузке, перевозке и транспортной экспедиции
- предоставление в аренду торговых объектов
- оказание банковских услуг
- оказание услуг по статистическому декларированию товаров
- оказание услуг таможенного агента
- оказание услуг по уборке, техническому обслуживанию (коммунальные услуги) и (или) охране торговых объектов
- оказание аудиторских и юридических услуг
- оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности
Как только у ИП появился хоть один наемный сотрудник – ИП становится уже не только предпринимателем, но ещё и работодателем.
А это значит, что необходимо вести кадровый учет в отношении своих работников (независимо от выбранной ИП формы налогообложения):
- оформление документов по приему и увольнению: контракты, должностные инструкции, приказы, заявления и т.д.
- оформление личных дел
- учет рабочего времени, расчет и выплата заработной платы, отпускных, командировочных
- подача установленной законодательством отчетности: форм персонифицированного учета и государственной статистической отчетности
В целом, кадровый учет у ИП не отличается от кадрового учета юридических лиц.
К кадровому делопроизводству необходимо подходить со всей ответственностью.
Большинство из документов по наемным сотрудникам подлежат передаче на хранение в архив со сроками хранения до 75 лет.
Отдельно отметим, что ИП-работодателю необходимо обратиться в свой ФСЗН, чтобы получить от фонда учетный номер (да, еще один) плательщика-работодателя. По этому новому номер ИП будет уплачивать взносы за своих сотрудников.
То есть:
- по своему (как ИП) учетному номеру в фонде – платежи и отчетность за самого ИП (если ИП не трудоустроен официально в другом месте и взносы за него уплачиваются по месту работы)
- по учетному номеру в фонде, выданного ИП как работодателю – платежи и отчетность по наемным сотрудникам
Индивидуальный предприниматель обязан стать на учет (в отношении своих сотрудников) в органах Фонда социальной защиты населения по своему месту нахождения (жительства) не позднее 10 рабочих дней со дня заключения с гражданами (пункт 2 Положения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №40):
- трудовых договоров
- гражданско-правовых договоров
Для постановки на учет в органах Фонда (в отношении наемных работниках) индивидуальный предприниматель представляет в Фонд (пункт 3 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров от 10.07.2009 №917):
- заявление установленной формы
- свой документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство)
- заключенные трудовые и (или) гражданско-правовые договоры
Индивидуальный предприниматель (в отношении наемных работников) подлежит снятию с учета в Фонде на основании полученного Фондом от ИП соответствующего уведомления в произвольной форме.
Датой снятия с учета в органах Фонда является день, следующий за днем окончания действия трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с гражданами.
Чтобы не вести кадровый учет самостоятельно, предлагаем Вам передать кадровый учет в отношении наемных работников ИП на аутсорсинг в Бухгалтерский центр «Арденна».

Услуги по ведению кадрового учета индивидуальных предпринимателей – неотъемлемая часть бухгалтерских услуг Бухгалтерского центра «Арденна» в рамках комплексного сопровождения бизнеса ИП.
В стандартную стоимость бухгалтерского сопровождения индивидуальных предпринимателей включен кадровый учет только в отношении самого клиента-индивидуального предпринимателя.
При необходимости ведения кадрового учета в отношении наемных сотрудников ИП стоимость такого учета оговаривается отдельно.
В рамках кадрового сопровождения специалисты Бухгалтерского центра «Арденна»:
- помогут в составлении штатного расписания
- оформят личные дела наемных работников
- подадут предусмотренную отчетность по сотрудникам
- будут вести учет продолжительности отпуска
- проследят за окончанием сроков трудовых договоров (контрактов)
- рассчитают и начислят заработную плату, отпускные, командировочные сотрудникам
- будут взаимодействовать с воекоматом (при необходимости)
Обращаем Ваше внимание!
Бухгалтерский центр «Арденна» не оказывает юридические услуги.
За получением юридических услуг обращайтесь к нашим партнерам.
Это означает, что в рамках комплексного сопровождения Вашего бизнеса ИП мы не можем составлять за Вас контракты, должностные инструкции работников, приказы в отношении сотрудников и т.п.
Однако, дальнейший кадровый учет основан на правильном оставлении указанных документов.
Поэтому специалисты Бухгалтерского центра «Арденна» всегда помогут в составлении указанных документов: проконсультируем, как повлияет на кадровый учет принятие Вами тех или иных решений по документальному оформлению отношений с сотрудниками.
Читайте наши статьи:

Доплата 10% налогов возможна в рамках проверки расходов и доходов физического лица. Конституционный суд принял решения о том, что такая доплата по доходам до 2022 года не соответствует нормам Конституции

Считаем, что до внесения изменений в законодательство, самозанятым в Беларуси нельзя принимать электронные деньги в счет оплаты товаров, работ, услуг. Разбираемся

Бюджет прожиточного минимума в Беларуси за год увеличился на 10% и с 01 февраля 2025 года составит 447,64 бел.рублей в среднем на душу населения

Можно ли самозанятым продавать товары / оказывать услуги физическим лицам (потребителям) при работе по договорам комиссии / поручения с юр.лицами и ИП. Разъяснение Министерства по налогам и сборам

При получении за 2024 год доходов свыше 200 тыс.рублей в Беларуси нужно подать декларацию по налогу на «сверхдоходы»

ИМНС РБ по Гродненской области напомнило белорусам, что не позднее 31 марта 2025 года нужно подать декларацию по подоходному налогу по доходам, подлежащим налогообложению
Читайте статьи о бухгалтерском и налоговом учёте:

Доплата 10% налогов возможна в рамках проверки расходов и доходов физического лица. Конституционный суд принял решения о том, что такая доплата по доходам до 2022 года не соответствует нормам Конституции

Считаем, что до внесения изменений в законодательство, самозанятым в Беларуси нельзя принимать электронные деньги в счет оплаты товаров, работ, услуг. Разбираемся

Бюджет прожиточного минимума в Беларуси за год увеличился на 10% и с 01 февраля 2025 года составит 447,64 бел.рублей в среднем на душу населения

Можно ли самозанятым продавать товары / оказывать услуги физическим лицам (потребителям) при работе по договорам комиссии / поручения с юр.лицами и ИП. Разъяснение Министерства по налогам и сборам