Рассматриваем пример корректировки налоговой базы плательщика по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь. Указанный пример приведен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (пример 12)
Отметим, что мы не знаем и не можем знать конкретных обстоятельств хозяйственных операций и сделок лиц (юридических и физических), указанных в примерах по корректировке налоговой базы налоговыми органами ввиду неудачной оптимизации налоговой нагрузки.
Особенности проведения налоговых проверок в отношении указанных лиц нам также неизвестны.
Комментарий, указанный далее, дан на основании имеющегося у нас опыта в рамках оказания бухгалтерских услуг юридическим лицам.
Больше примеров и статей по законной и незаконной оптимизации налогов смотрите на нашей сводной странице по оптимизации налогов и прибыли.
Пример 12 с сайта МНС
Ранее текст примеров по корректировке налоговой базы был приведен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В настоящее время на сайте МНС РБ приведены иные примеры по корректировке налоговой базы различных налогов.
Частным предприятием после начала процесса ликвидации в налоговый орган по месту постановки на учет подана налоговая декларация (расчет) по НДС.
В представленной налоговой декларации организацией были отражены суммы налоговых вычетов и суммы НДС, подлежащей возврату, превышающих более чем в 500 раз обороты, облагаемые по ставке 20%.
Предприятием также подано заявление о возврате заявленной суммы НДС.
В ходе проверки установлено, что данное частное предприятие создано путем выделения из другого частного предприятия.
В соответствии с разделительным бухгалтерским балансом проверяемому субъекту переданы вышеуказанные налоговые вычеты по НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые и были отражены в представленной налоговой декларации (расчете) по НДС.
При проведении контрольных мероприятий собраны доказательства, свидетельствующие, что:
- организацией финансово-хозяйственная деятельность не велась
- целью создания предприятия стал возврат НДС (виде разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации), путем инициирования процедуры ликвидации.
В данной связи в ходе проверки произведена корректировка суммы налоговых вычетов по НДС и предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета.
Комментарий
Коллеги, не забывайте, что в случае, если основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), то налоговая база / сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке (п.4 ст.33 НК РБ).
Безусловно, возврат НДС у плательщиков, находящихся в процедуре ликвидации, в установленных случаях — это право плательщика (плательщика НДС; пп.1.2 и пп 27.3 ст.133 НК РБ — обратите внимание, что пп.27.3 ст.133 в НК-2021 изложен в новой редакции).
Однако учредить новое предприятие путем реорганизации в форме выделения из другого хозяйственного общества, при этом «передать» на новое предприятие все налоговые вычеты по НДС с целью их быстрого возврата (в данном случае путем использования процедуры ликвидации выделенного общества) — не самая лучшая практика.
Схемы по необоснованной неуплате / занижению / возврату НДС находятся на особом контроле у налоговых органов.