На официальном сайте Министерства по налогам и сборам опубликовано письмо, содержащее позицию Министерства Финансов Российской Федерации по вопросу налогообложения доходов физических лиц, получаемых физ.лицами на территории России при осуществлении белорусскими организациями деятельности на территории России через постоянное представительство.
Для справки: в России именно Минфин РФ в соответствии с п.1 ст.34.2 НК РФ дает разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Сначала приведем полный текст письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10 сентября 2020 года №4-2-15/01931, а затем приведем краткие выдержки для упрощенного понимания.
Письмо МНС от 10.09.2020 №4-2-15/01931 «О налогообложении доходов физических лиц»
Текст письма МНС от 10.09.2020 №4-2-15/01931:
Министерство по налогам и сборам в связи с поступавшими вопросами о порядке уплаты налога на доходы физических лиц при осуществлении белорусскими организациями деятельности на территории Российской Федерации через постоянное представительство, направляет для использования в работе позицию Министерства финансов Российской Федерации (извлечение из письма от 13.03.2020 № 03‑08‑13/19221) с учетом Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), статей 7, 14 и 20 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение):
«Расходы белорусской организации на оплату труда работников, командированных ею для работы на строительной площадке в Российской Федерации, являющейся постоянным представительством для целей налогообложения, могут включаться в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций данного постоянного представительства с учетом положений статей 252, 255, 307, 313 Кодекса, в общеустановленном порядке.
Учитывая вышеизложенное, поскольку на основании норм статьи 7 Соглашения, статей 252, 255, 307 и 313 Кодекса расходы белорусской организации на оплату труда работников, командированных для работы в постоянное представительство белорусской организации в Российской Федерации, могут включаться в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций данного постоянного представительства, то расходы по выплате вознаграждения таким работникам за работу в данном постоянном представительстве несет постоянное представительство белорусской организации в Российской Федерации, независимо от способа выплаты такого вознаграждения.
С учетом пункта б) статьи 14 Соглашения вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в постоянном представительстве белорусской организации в Российской Федерации, полученное гражданами Республики Беларусь, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
В этой связи, постоянное представительство белорусской организации в Российской Федерации, выплачивающее заработную плату работникам — гражданам Республики Беларусь, по отношению к указанным лицам на основании пункта 1 статьи 226 Кодекса признается налоговым агентом, в связи с чем, обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить соответствующую сумму налога на доходы физических лиц.
В случае, если выплату вознаграждения за трудовые обязанности в постоянном представительстве белорусской организации в Российской Федерации указанным лицам осуществляет непосредственно белорусская организация (иностранная организация), которая согласно положениям пункта 1 статьи 226 Кодекса не признается налоговым агентом в отношении такого вознаграждения, то работники — граждане Республики Беларусь в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 228 Кодекса и статьи 229 Кодекса исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц в отношении указанного вознаграждения осуществляют самостоятельно.
Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (статьи 228 и 229 Кодекса).
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 229 Кодекса установлено, что при прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации. При этом уплата налога на доходы физических лиц, доначисленного по таким налоговым декларациям, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (пункт 1 статьи 119 Кодекса).
В целях применения положений статьи 20 Соглашения гражданин Республики Беларусь вправе обратиться на основании письменного запроса с приложением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в налоговый орган по месту своего учета для проставления отметки на данной декларации о факте приема налоговым органом Российской Федерации ее оригинала для дальнейшего представления в налоговый орган Республике Беларусь. Документами для проведения зачета в данном случае являются налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и документ об уплате налога на доходы физических лиц.».
Такие документы физическому лицу следует передать белорусской организации-нанимателю, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, для зачета налога (налога на доходы физических лиц в счет подоходного налога с физических лиц) и предоставления их в налоговый орган Республики Беларусь по месту постановки на учет белорусской организации в соответствии с пунктом 2 статьи 224 Налогового кодекса Республики Беларусь.
При этом в случае, если белорусской организацией-нанимателем, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, был исчислен, удержан из доходов плательщика при их выплате и перечислен в бюджет Республики Беларусь подоходный налог с физических лиц, то при представлении физическим лицом такой организации вышеуказанных документов данной организацией осуществляется возврат физическому лицу излишне удержанного подоходного налога с физических лиц в порядке, установленном пунктом 1 статьи 223 Налогового кодекса Республики Беларусь (в случае, указанном в части седьмой данного пункта, в том числе при ликвидации налогового агента, – налоговым органом).
Настоящую информацию довести для сведения подведомственных инспекций Министерства по налогам и сборам и плательщиков.
Налоги с доходов физ лиц при работе в постоянном представительстве белорусской компании в России
Итак, приведем краткое пояснение письма МНС РБ от 10.09.2020 № 4-2-15/01931 с целью понимания общих норм налогового законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.
1. Уточняйте, подпадает ли деятельность белорусской организации на территории России к понятию деятельности через «постоянное представительство» на территории Российской Федерации.
В 2020 году понятие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяет статья 306 Налогового кодекса Российской Федерации
2. Расходы на выплату вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей (расходы на оплату труда) работникам, командированным белорусской организацией для работы в постоянном представительстве в России, несёт постоянное представительство в России независимо от способа выплаты такого вознаграждения.
Полагаем, что в случае отнесения указанных расходов на оплату труда при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав расходов (в терминологии белорусского налогового законодательства — затрат) постоянного представительства, указанные расходы на оплату труда командированных в постоянное представительство работников не могут быть отнесены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав затрат белорусской головной организации.
3. Доходы физических лиц (работников), полученные от работы в постоянном представительстве белорусской организации в России, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Налог на доходы в Российской Федерации — это аналог подоходного налога в Республике Беларусь.
В том числе подлежат обложению налогом на доходы физ лиц в России доходы, получаемые налоговым нерезидентами России — гражданами Республики Беларусь.
В общем порядке ставка налога на доходы физических лиц — налоговых нерезидентов России установлена в размере 30%
п.3 ст.224 НК РФ в редакции 2020 года
В общем порядке налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев
п.2 ст.207 НК РФ в редакции 2020 года
4. Есть 2 способа выплаты командированным в постоянное представительство работникам вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей (зарплаты):
- либо зарплату выплачивает непосредственно постоянное представительство в России
- либо зарплату выплачивает белорусская головная организация
5. Если вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей (зарплаты) выплачивает постоянное представительство в России, то это постоянное представительство признается налоговым агентом в отношении такого вознаграждения.
Это означает, что постоянное представительство самостоятельно (т.е. за физическое лицо) осуществляет исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц в отношении указанного вознаграждения своих работников.
6. Если зарплату работникам, работающим в постоянном представительстве, выплачивает белорусская головная организация, то:
- эта белорусская организация не признается налоговым агентом
- физ лицо — работник постоянного представительства самостоятельно отчитывается перед налоговыми органами Российской Федерации
В таком случае работнику необходимо:
- представить налоговую декларацию по налогу на доходу с физических лиц (НДФЛ) в налоговый орган России по месту своего учета не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным
- если работник собирается прекратить работать и выехать с территории России — необходимо не позднее чем за 1 месяц до выезда с территории России представить налоговую декларацию в свой налоговый орган и в срок не позднее чем через 15 календарных дней со дня подачи декларации уплатить НДФЛ
Уплаченный в России (в российский бюджет) физ.лицом налог на доходы с физ лиц (НДФЛ) можно зачесть в Республике Беларусь (зачесть уплаченный в России налог на доходы физических лиц в счет подоходного налога с физических лиц в Беларуси).
Для проведения зачета работнику необходимо иметь / получить в Российской Федерации (в любом случае настоятельно рекомендуем это сделать для того, чтобы иметь подтверждающие документы перед налоговыми органами Республики Беларусь):
- налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с отметкой налогового органа России
- документ об уплате НДФЛ в бюджет РФ
Полученные в России документы работник представляет белорусской головной организации.
В случае, если у физического лица был и удержан подоходный налог на территории Беларуси, и физ лицом был уплачен НДФЛ в России самостоятельно, то на основании указанных подтверждающих документов, представленных работником в белорусскую головную организацию, эта организация осуществляет возврат физ лицу излишне удержанного подоходного налога с физ лиц (в порядке, предусмотренном п.1 ст.223 НК РБ, а если организация деятельность не осуществляет — возврат подоходного налога осуществляет белорусский налоговый орган).
С уважением, Бухгалтерский центр «Арденна»