В статье рассмотрен пример незаконного возврата НДС, приведенный в статье заместителя начальника управления методологии налогового контроля главного управления организации контрольной деятельности МНС РБ Натальи Альбертовны Рончко, опубликованной в журнале «Налоги Беларуси» №1 (577) за январь 2020 года (ситуация 1).
Указанная статья Н.А.Рончко приведена в качестве примера корректировки налоговой базы, применяемой налоговыми органами на основании положений пункта 4, пункта 5 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (пример 4 с сайта МНС РБ)
Также приведен комментарий в отношении незаконного метода налоговой оптимизации.
Отметим, что мы не знаем и не можем знать конкретных обстоятельств хозяйственных операций и сделок лиц (юридических и физических), указанных в примерах по корректировке налоговой базы налоговыми органами ввиду неудачной оптимизации налоговой нагрузки.
Особенности проведения налоговых проверок в отношении указанных лиц нам также неизвестны.
Комментарий, указанный далее, дан на основании имеющегося у нас опыта в рамках оказания бухгалтерских услуг юридическим лицам.
Больше примеров и статей по законной и незаконной оптимизации налогов смотрите на нашей сводной странице по оптимизации налогов и прибыли.
Ситуация 1 примера 4 с сайта МНС
Ранее текст примеров по корректировке налоговой базы был приведен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. В настоящее время на сайте МНС РБ приведены иные примеры по корректировке налоговой базы различных налогов.
Организация «А» заявила в налоговые органы о необходимости возврата крупной суммы НДС из бюджета.
В ходе камерального контроля в части правомерности возврата НДС налоговыми органами было установлено, что:
- организация «А» реализовала резиденту Великобритании товар китайского производства за 1 тыс. руб.
- рыночная стоимость указанного товара которого составляет 2 руб.
- по указанной «экспортной реализации» организация «А» применила нулевую ставку НДС
- под указанные обороты по «экспортной реализации» по 0-ой ставке НДС организацией «А» заявлен к возврату из бюджета уплаченный при ввозе на территорию Беларуси НДС за автотранспортное средство
- сумма НДС, заявленного к возврату, превышала в сотни раз экспортный оборот по реализации под 0-ую ставку НДС
- никакой другой деятельности организация «А» не осуществляла.
Налоговым органом установлено, что контрагенты являются взаимозависимыми лицами.
А также налоговым органом собраны доказательства, свидетельствующие о формальности товарооборота между ними с единственной целью — получение возврата суммы НДС из бюджета в полном объеме.
Комментарий к незаконному способу возврата НДС
В данном примере о какой-либо оптимизации налогов речи не идет: организация неправомерно воспользовалась предусмотренной пунктом 27 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь возможностью вычета (и последующего возврата) в полном объеме (а не в пределах реализации) сумм налога на добавленную стоимость.
Удивительно, но до сих пор достаточно распространены способы незаконного возврата сумм НДС из бюджета при использовании схемы «вымышленного» экспорта с 0-ой ставкой НДС.
Налоговым органам такие схемы известны уже очень давно – и с такими схемами успешно борются.
С появлением портала ЭСЧФ контроль уплаты / вычета / возврата НДС для налоговых органов — не проблема.