Налоги и финансы на понятном языке

Режим работы - тут

Минск, рядом с Минск-Мир

Корректировка налоговой базы. Оценка операций по Постановлению от 15.07.2022 №465

Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2022 №465, регламентирующее порядок оценки хозяйственных операций для целей корректировки налоговой базы по п.4 ст.33 Налогового кодекса
Постановление 465. Корректировка налоговой базы

Поделиться записью:

На официальном правовом портале опубликовано Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2022 года №465 «Об особенностях оценки отдельных финансовых операций».

Постановление устанавливает особенности отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора).

При установлении по результатам проверки того факта, что основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора) налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) ПОДЛЕЖАТ КОРРЕКТИРОВКЕ по основанию, предусмотренному п.4 ст.33 Налогового кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с Постановлением №465:

  • отнесение действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), осуществляется в каждом конкретном случае на основании собранных доказательств, фактических сведений об объектах налогообложения и (или) фактических
    обстоятельств совершения хозяйственных операций
    ;
  • особенностью отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), является получение экономической выгоды в виде неуплаченных (не полностью уплаченных) и (или) зачтенных, возвращенных сумм налогов (сборов) в результате совершения хозяйственных операций, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности;
  • реальная суть хозяйственных операций и фактические обстоятельства их совершения имеют преимущество над их оформлением в первичных учетных и иных документах;
  • для целей принятия к учету в ходе проверки фактически понесенных расходов и (или) фактически полученного дохода обязанность доказывать размер (оценку в стоимостных показателях) документально не подтвержденных хозяйственных операций, совершенных с юридическими и (или) физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, фактически исполнявшими обязательства по сделке, возлагается на плательщика налогов, сборов (пошлин).

В Постановлении №465 приведен также примерный перечень оснований, по которым действия или события могут быть отнесены к хозяйственным операциям, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами, в отсутствие намерения получить экономический эффект от осуществления реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Такими основаниями могут являться:

  • указание недостоверных сведений в первичных учетных документах при реализации товаров на внутреннем рынке с применением ставки НДС в размере 10% по ценам ниже их себестоимости (для товаров собственного производства), цены приобретения (для приобретенных товаров), повлекшее превышение вычетов по НДС над общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и вычет сумм НДС в полном объеме независимо от сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • создание условий, формально удовлетворяющих требованиям законодательства, для пролонгирования предельного срока использования налоговых льгот, в том числе пониженных ставок и преференций;
  • реализация товаров (работ, услуг) с применением ставки НДС в размере 0%, 10% для получения права на зачет и (или) возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в полном объеме независимо от исчисленной суммы НДС, в сумме, многократно превышающей оборот по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве ИП, которые фактически выполняют функции, предусмотренные трудовыми договорами (подмена трудовых отношений гражданско-правовыми);
  • реализация основных средств, ТМЦ юридическим и (или) физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве ИП, по стоимости, значительно заниженной по отношению к рыночной стоимости, с дальнейшей продажей указанными субъектами (лицами) этих основных средств, ТМЦ по рыночной (близкой к рыночной) стоимости;
  • намеренная государственная регистрация нескольких юридических лиц и (или) ИП и (или) намеренное разделение деятельности между юридическими лицами и (или) ИП, имеющими право на применение особых режимов налогообложения и (или) налоговых льгот;
  • иные действия и (или) события, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора).

Постановление №465, полагаем, существенно повлияет на практику применения налоговыми органами пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь с целью корректировки налоговой базы.

Поделиться записью:

Читайте другие статьи о бухгалтерском и налоговом учёте:

Подпишитесь на нашу рассылку

Всего несколько писем и статей в месяц

Нажмите для звонка 👇

Пишите в мессенджеры

Закажите

 обратный звонок!

Оставьте заявку

и мы скоро Вам перезвоним

Вы подписались на нашу рассылку!

Спасибо!

Ваша заявка принята!

В скором времени наш консультант свяжется с Вами