Налоги и финансы на понятном языке

Режим работы - тут

Минск, рядом с Минск-Мир

Проверка доходов и расходов: изменения в статье 73-1 НК РБ с 2024 года

Изменения в статье 73-1 Налогового кодекса повлекут изменения в порядке проведения камеральной проверки соответствия расходов и доходов физического лица
Изменения с ст.73-1 Налогового кодекса РБ с 01.01.2024

Поделиться записью:

Проверка доходов и расходов физических лиц проводится в рамках статьи 73-1 Налогового кодекса Республики Беларусь. В рамках проверки у физических лиц запрашиваются Пояснения об источниках доходов.

Проверка крайне сложная, со множеством особенностей.

А станет ещё сложнее — опубликованы изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2024 год.

В статью 73-1 НК РБ также внесены изменения с 01 января 2024 года, в связи с чем порядок проведения проверки вновь изменится.

Справочно: про внесенные изменения с 01 января 2025 года читайте в нашей отдельной статье про изменения в ст.73-1 НК РБ с 01.01.2025

Пояснения об источниках доходов

основная статья
о Пояснениях о доходах
наши услуги по
составлению Пояснений
Содержание

Критерий проведения проверки повышается до 1500 базовых величин

Описание измененияРедакция 2023 г. (БЫЛО)Редакция 2024 г. (СТАЛО)
критерий проведения проверки по «общему» основанию повышается до 1500 базовых величин7. Налоговый орган не позднее двух рабочих дней, следующих за днем составления расчета, составляет по установленной форме заключение о результатах предварительного этапа проверки, если по результатам проведения предварительного этапа проверки установлено:

отсутствие превышения расходов над доходами либо превышение расходов над доходами в размере менее 1000 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на день такого превышения, — в отношении иных физических лиц, по которым проверка проводится по основаниям, не указанным в абзацах втором и третьем части первой пункта 3 настоящей статьи.
7. Налоговый орган не позднее двух рабочих дней, следующих за днем составления расчета, составляет по установленной форме заключение о результатах предварительного этапа проверки, если по результатам проведения предварительного этапа проверки установлено:

отсутствие превышения расходов над доходами либо превышение расходов над доходами в размере менее 1500 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на день такого превышения, — в отношении иных физических лиц, по которым проверка проводится по основаниям, не указанным в абзацах втором и третьем части первой пункта 3 настоящей статьи.
8. Последующий этап проверки проводится в отношении физического лица:
у которого по результатам предварительного этапа проверки выявлено превышение расходов над доходами в размере 1000 и более базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на день такого превышения, за исключением физического лица, в отношении которого проверка проводится на основании абзацев второго и третьего части первой пункта 3 настоящей статьи;
8. Последующий этап проверки проводится в отношении физического лица:
у которого по результатам предварительного этапа проверки выявлено превышение расходов над доходами в размере 1500 и более базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на день такого превышения, за исключением физического лица, в отношении которого проверка проводится на основании абзацев второго и третьего части первой пункта 3 настоящей статьи;

Новый порядок вручения Требования о представлении Пояснений

Описание измененияРедакция 2023 г. (БЫЛО)Редакция 2024 г. (СТАЛО)
в новой редакции будет изложен п.10 статьи 73-1 Налогового кодекса10. Требование о представлении пояснений об источниках доходов по установленной форме вместе с расчетом направляется (вручается) физическому лицу не позднее двух рабочих дней, следующих за днем составления расчета, одним из следующих способов:
— вручается лично под роспись;
— направляется заказным письмом с уведомлением о получении. О направлении документов таким способом физическое лицо в день направления уведомляется через личный кабинет плательщика либо с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, сообщение электронной почты или другие).
В случае неполучения физическим лицом документов, направленных заказным письмом с уведомлением о получении, такие документы повторно направляются в порядке, указанном в абзаце третьем части первой настоящего пункта. В этом случае физическое лицо считается надлежащим образом уведомленным, а документы — полученными со дня направления уведомления физическому лицу через личный кабинет плательщика либо с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, сообщение электронной почты или другие).
10. Требование о представлении пояснений об источниках доходов по установленной форме вместе с расчетом направляется (вручается) физическому лицу не позднее двух рабочих дней, следующих за днем составления расчета, одним из следующих способов:
— вручается лично под роспись;
— направляется заказным письмом с уведомлением о получении. О направлении документов таким способом физическое лицо в день направления уведомляется через личный кабинет плательщика, или СМС-сообщением, или телефонограммой, а при ОТСУТСТВИИ возможности уведомления такими способами – с использованием ИТОГО средства связи (телеграмма, сообщение электронной почты или другое). Налоговый орган ВПРАВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО уведомить физическое лицо посредством иного средства связи.
В случае неполучения физическим лицом документов, направленных заказным письмом с уведомлением о получении, такие документы повторно направляются в порядке, указанном в абзаце третьем части первой настоящего пункта. В этом случае физическое лицо считается надлежащим образом уведомленным, а документы – полученными со дня направления уведомления физическому лицу одним из следующих способов: через личный кабинет плательщика, СМС-сообщением, телефонограммой, а при отсутствии возможности уведомления такими способами – с использованием иного средства связи (телеграмма, сообщение электронной почты или другое). При наличии в налоговом органе информации о фактическом получении повторно направленных документов физическое лицо считается надлежащим образом уведомленным, а документы – полученными со дня фактического получения физическим лицом таких документов.
При наличии в налоговом органе информации о фактическом неполучении физическим лицом документов, направленных ему ранее в соответствии с частями первой и второй настоящего пункта, по заявлению физического лица такие документы направляются (вручаются) ему в порядке, установленном частью первой настоящего пункта. В этом случае физическое лицо считается надлежащим образом уведомленным, а документы – полученными со дня фактического получения документов физическим лицом.
Копия требования о представлении пояснений об источниках доходов вместе с копией расчета по запросу физического лица, представленному в письменной или электронной форме в порядке, установленном статьей 27 настоящего Кодекса, может быть направлена в личный кабинет плательщика.

Уточненный порядок рассмотрения налоговым органом представленных Пояснений

Описание измененияРедакция 2023 г. (БЫЛО)Редакция 2024 г. (СТАЛО)
уточненный порядок рассмотрения представленных ПоясненийПояснения об источниках доходов, представленные физическим лицом по истечении срока, установленного частью первой пункта 11 настоящей статьи, и (или) содержащие неполные сведения об источнике дохода, виде, размере и дате (периоде) получения дохода, не учитываются налоговым органом при проведении проверки, за исключением случаев документального подтверждения государственным органом и (или) иной организацией, индивидуальным предпринимателем, нотариусом информации о доходах в проверяемом периоде.Пояснения об источниках доходов, представленные физическим лицом по истечении срока, установленного частью первой пункта 11 настоящей статьи, и (или) содержащие неполные сведения об источнике дохода, виде, размере и дате (периоде) получения дохода, не учитываются налоговым органом при проведении проверки, за исключением случаев документального подтверждения государственным органом и (или) иной организацией, индивидуальным предпринимателем, нотариусом информации о сделках и (или) доходах проверяемого лица.
Не учитываются налоговым органом в качестве дохода при проведении проверки денежные средства, переданные на хранение и (или) полученные в виде займов, указанные в пояснениях об источниках доходов, представленных в случае направления налоговым органом документов в порядке, установленном частью третьей пункта 10 настоящей статьи, за исключением таких денежных средств, полученных в безналичном порядке либо по сделкам, документально подтвержденным государственным органом и (или) иной организацией, индивидуальным предпринимателем, нотариусом.

Про доходы, отраженные в декларациях ИП

Описание измененияРедакция 2023 г. (БЫЛО)Редакция 2024 г. (СТАЛО)
про доходы, отраженные или не отраженные в декларациях ИП14.2. не учитываются доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, нотариальной деятельности и отраженные физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, нотариусом, осуществляющим нотариальную деятельность в нотариальном бюро, в уточненных налоговых декларациях (расчетах), представленных после получения требования о представлении пояснений об источниках доходов14.2. не учитываются доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, нотариальной деятельности и отраженные физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, нотариусом, осуществляющим нотариальную деятельность в нотариальном бюро, в налоговых декларациях (расчетах), представленных после получения требования о представлении пояснений об источниках доходов, за исключением налоговых деклараций (расчетов), срок предоставления которых наступает после получения требования о представлении пояснений об источниках доходов

На Ваши вопросы мы отвечаем на консультациях

Расходы на строительство жилых домов — очередное изменение не в пользу физ.лиц

Описание измененияРедакция 2023 г. (БЫЛО)Редакция 2024 г. (СТАЛО)
про расходы на строительство жилых домовПри отсутствии сметной документации, акта приемки в эксплуатацию расходы на строительство объектов недвижимости учитываются налоговым органом в следующих размерах:

в размере, определенном физическим лицом самостоятельно, но не менее 70 процентов стоимости, определенной налоговым органом для целей исчисления налога на недвижимость на 1 января года, в котором объект недвижимости впервые признан объектом налогообложения налогом на недвижимость, — для иных физических лиц, не указанных в абзаце втором настоящей части.
В случае несогласия с размером расходов на строительство объектов недвижимости, определенным в порядке, установленном частями первой — третьей настоящего подпункта, физическое лицо может представить заключение об оценке, определенной на момент принятия оцениваемого объекта недвижимости в эксплуатацию с использованием рыночных методов оценки зданий и сооружений, выданное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность.
При отсутствии сметной документации, акта приемки в эксплуатацию расходы на строительство объектов недвижимости учитываются налоговым органом в следующих размерах:

в размере, определенном физическим лицом самостоятельно, но не менее стоимости, определенной налоговым органом для целей исчисления налога на недвижимость на 1 января года, в котором объект недвижимости впервые признан объектом налогообложения налогом на недвижимость, — для иных физических лиц, не указанных в абзаце втором настоящей части.
В случае несогласия с размером расходов на строительство объектов недвижимости, определенным в порядке, установленном частями первой — третьей настоящего подпункта, физическое лицо может представить заключение об оценке, определенной на любую дату календарного года, в котором оцениваемый объект недвижимости принят в эксплуатацию, с использованием рыночных методов оценки зданий и сооружений, выданное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность.
Расходы на строительство капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, осуществляемое физическим лицом с привлечением застройщика или подрядчика, в случае невозможности получения сведений о таких расходах в связи с ликвидацией (прекращением деятельности) застройщика или подрядчика, отсутствия у такого застройщика или подрядчика сведений учитываются в размере, определенном в соответствии с частью третьей настоящего подпункта.

Дополнительная проверка — сроки станут ещё больше

Описание измененияРедакция 2023 г. (БЫЛО)Редакция 2024 г. (СТАЛО)
Про сроки дополнительной проверкиДополнительная проверка проводится в случае:
— необходимости подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту проверки либо жалобе на решение по акту проверки;
— получения после составления акта проверки или вынесения решения по акту проверки информации от налоговых органов других государств, государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в том числе по направленным в их адрес запросам.
Акт дополнительной проверки должен быть составлен не позднее трех месяцев со дня возникновения обстоятельств, указанных в части первой настоящего пункта.
Дополнительная проверка проводится в случае:
— необходимости подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту проверки либо жалобе на решение по акту проверки;
— получения после составления сообщения о соответствии расходов доходам физического лица, акта проверки или вынесения решения по акту проверки информации от налоговых органов других государств, государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в том числе по направленным в их адрес запросам.
Акт дополнительной проверки должен быть составлен не позднее трех месяцев со дня возникновения обстоятельств, указанных в части первой настоящего пункта.
Срок составления акта дополнительной проверки может быть продлен в порядке и на срок, установленные частями второй и третьей пункта 18 настоящей статьи.
Днем составления акта дополнительной проверки является день его подписания должностным лицом налогового органа, проводившим проверку.
Подписание и вручение акта дополнительной проверки, вынесение решения по нему осуществляются в порядке, установленном статьей 81 настоящего Кодекса.
Если по результатам дополнительной проверки установлено отсутствие превышения расходов над доходами проверяемого лица, то налоговый орган составляет и вручает физическому лицу сообщение о соответствии расходов доходам физического лица в порядке и в сроки, установленные пунктом 16 настоящей статьи.

Пояснения об источниках доходов

основная статья
о Пояснениях о доходах
наши услуги по
составлению Пояснений

На Ваши вопросы мы отвечаем на консультациях

Услуги в рамках проверки расходов и доходов

Услуги в рамках проверки расходов и доходов

Знаем всё про проверку расходов и доходов!

Для консультации свяжитесь с нами по телефону, через мессенджеры или закажите звонок!

Стоимость услуг по прохождению проверки расходов и доходов

  • Консультация до проверки 250 BYN

    Если планируете купить имущество или хотите подробно узнать про проверку расходов и доходов - обращайтесь за консультацией. Время консультации - до 1,5 часов. Без просчета. Консультация с предварительным просчетом - от 350 BYN в зависимости от затраченного времени

  • Консультация в рамках проверки - без повторения Расчета 350 BYN

    Разбираем все особенности проверки: как и на какие источники ссылаться, какие документы нужны и т.п. Разберем все Ваши вопросы. Без изучения и без повторения Расчета расходов и доходов. Время консультации - до 2-х часов. .

  • Консультация в рамках проверки + работа с Расчетом 450 BYN

    Заранее повторяем Ваш Расчет расходов и доходов. На консультации разберем все Ваши вопросы и источники доходов + работаем с Расчетом. Составляем план подготовки Пояснений об источниках доходов. Время консультации - 2 часа. Если разобрались за 1 час, то консультация 300 BYN. Цена указана для Расчета до 50 листов; повторение каждых 50 листов - +25 BYN

  • Пояснения об источниках доходов (после первой консультации) от 500 BYN

    Текст Пояснений об источниках доходов нужно правильно составить. Подготовим и оформим по Вашим данным текст Ваших Пояснений. Все Пояснения - индивидуальны. Точную стоимость оговариваем на первой консультации. Обращаясь к нам на первой стадии проверки у Вас наиболее высокие шансы, что Вы сможете разобраться с проверкой

  • Возражения по Акту проверки от 500 BYN

    Если Вам вручили Акт проверки, то у Вас есть всего 15 рабочих дней для направления Возражений по Акту проверки. Профессионально составим текст Возражений. Точную стоимость услуг оговариваем на встрече

  • Жалоба на Решение налогового органа по проверке от 600 BYN

    Для тех, кто обращается после прохождения проверки без обращения к нам на стадии Пояснений об источниках доходов. Если Вы пытались проходить проверку самостоятельно, то объём нашей работы самостоятельно возрастает. Жалоба на Решение налогового органа по результатам проверки подается либо в вышестоящий налоговый орган, либо в Суд. Точную стоимость услуг оговариваем на встрече

Picture of Вырвич Вадим
Вырвич Вадим

Директор
ООО "Бухгалтерский центр "Арденна"

Поделиться записью:

Читайте другие статьи о налогах и финансах в Беларуси
Повышенный транспортный налог в Беларуси. 10-кратная ставка налога
Повышенный транспортный налог в Беларуси для физических лиц. 10-кратная ставка транспортного налога для премиальных автомобилей

В Беларуси обладатели премиальных авто повышенной комфортности уплачивают транспортный налог в размере 10-кратной ставки налога. Владея таким авто в 2025 году повышенный транспортный налог для легковых авто составит от 700 до 2530 бел.рублей (предъявят к уплате в 2026-м)

Читать статью »
Налог на проф доход - 2 типичных нарушения при формировании чеков в приложении
Два типичных нарушения при формировании чеков по Налогу на профессиональный доход

При применении налога на профессиональный доход плательщики могут допускать ошибки. За такие ошибки могут наступать как налоговые, так и административные последствия

Читать статью »
Стандратные налоговые вычеты по подоходному налогу в Беларуси
Стандартные налоговые вычеты в Беларуси. Уменьшение суммы подоходного налога

Стандартные налоговые вычеты по подоходному налогу уменьшают налоговую базу налога. Получая стандартные вычеты работник получает больше денег на руки и меньше подоходного налога уплачивает в бюджет

Читать статью »
Проверка расходов и доходов и доплата 10% налога по растениеводству
Доплата 10% налогов по доходам от растениеводства в рамках проверки расходов и доходов

Проектом Налогового кодекса предусмотрено изменения в порядке взимания доплаты 10% подоходного налога по доходам, полученным от реализации продукции растениеводства и/ли животноводства

Читать статью »
Незаконные операции с криптовалютой. Ответственность
Криптовалюты и ответственность за незаконные операции. Примеры для физ.лиц и ИП

За незаконные операции с криптовалютой физ.лица в Беларуси могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности. Также будут налоговые последствия

Читать статью »

Нажмите для звонка 👇

Пишите в мессенджеры

(самый быстрый ответ — в Telegram)

Закажите

 обратный звонок!

Оставьте заявку

и мы скоро Вам перезвоним