Налоги и финансы на понятном языке

Режим работы - тут

Минск, рядом с Минск-Мир

Поиск
Close this search box.

Указ №16 от 17.01.2020. Оператор вторичных ресурсов. Отходы товаров и упаковки

С 01 июля 2020 года вступил в силу Указ №16, регулирующий оборот вторичных материальных ресурсов в Республике Беларусь
Обращение с отходами. Указ №16 от 17.01.2020

Поделиться записью:

ВНИМАНИЕ!

С 01 января 2023 года Указ №16 изложен в новой редакции.

С 01.01.2023 основные нормы, которые ранее регулировал Указ №16, теперь изложены в статье 20 Закона Республики Беларусь №271-З «Об обращении с отходами».

Также в очередной раз внесены изменения в Постановление СовМина от 30.06.2020 №388


С 01 июля 2020 года (т.е. на дату публикации статьи – завтра) вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 года №16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки».

Указ №16 пришел на смену Указу от 11.07.2012 №313.

Изменений в новом Указе достаточно много.

Рассмотрим лишь основные изменения, которые могут быть актуальными для большинства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Также рассмотрим общие нормы в сфере обращения с отходами, которые регулирует Указ №16.

Содержание

Изменения 2022 года

Постановлением Совета Министров от 06.01.2022 № 9 вносятся изменения в постановление Совета Министров от 30.06.2020 № 388.

Изменений достаточно много — изучайте. Настоящую статью мы также будем постепенно актуализировать.

Обратите внимание, что Постановление № 9 вступает в силу поэтапно:

  • абз.9 и абз.10 пп.1.3 и абз.5 пп.1.10 п.1 – с 1 июля 2022 г. (ВСТУПИЛИ В СИЛУ)
  • абз.10–14 пп.1.9 п.1 – с 1 июля 2023 г. (ВСТУПИЛИ В СИЛУ)
  • иные положения Постановления №9 – с 1 апреля 2022 г.

Поставщики и производители

Понятия «поставщик» и «производитель» — одни из основных понятий Указа №16.

Именно поставщики и производители в отношении отходов товаров и упаковки обязаны обеспечивать (пп.1.1 Указа №16):

  • сбор отходов
  • обезвреживание и/или использование отходов

Определения согласно Указу №16:

1. Поставщики – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз на территорию Республики Беларусь товаров и (или) товаров в упаковке (в том числе товаров, не названных в перечне товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа №16) согласно перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа №16 (такой перечень по Указу №16 установлен Постановлением Совета Министров №388 от 30.06.2020), и являющиеся:

  • декларантами, указанными в декларациях на товары;
  • импортерами, указанными в статистических декларациях или периодических статистических декларациях;
  • получателями (грузополучателями) товара, указанными в транспортных (перевозочных) документах, если таможенное и статистическое декларирование в соответствии с законодательством не производится.

2. Производители – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство на территории Республики Беларусь или являющиеся собственниками произведенных по договору подряда на территории Республики Беларусь товаров согласно перечню товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа №16.

Итак, если юр.лицо или ИП

  • вводит товары и/или товары в упаковке на территорию Республики Беларусь, или
  • производит товары самостоятельно на территории Беларусь, или
  • является собственником товаров, произведенных по договору подряда на территории Беларуси, и при этом
  • товары и/или товары в упаковке подпадают под установленный Постановлением №388 СовМина перечень (утвержденный для целей Указа №16),

то такому юр.лицу или ИП необходимо соблюдать установленную пп.1.1 Указа №16 обязанность по обеспечению сбора отходов.

Обязанность по обеспечению сбора отходов – как соблюдать?

Как и ранее Указ №313, вступающий в силу Указ №16 предусматривает для производителей и поставщиков 2 способа исполнения обязанности по обеспечению сбора отходов:

1) либо применять собственную систему сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки.

При этом в ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – Оператор) подлежит представление информация о выполнении установленной обязанности по обеспечению сбора отходов.

Нельзя применять собственную систему сбора отходов в отношении бутылок для напитков и пищевых продуктов из бесцветного и цветного стекла емкостью от 0,33 до 1,0 литра с кодами 7010 90 430 0 и 7010 90 530 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом все-таки разрешается применять собственную систему сбора отходов в отношении указанных бутылок, если:

  • либо указанные бутылки являются стеклянной упаковкой, в которую ввезены товары в РБ
  • либо такие бутылки на территории Беларуси не производятся либо производятся в недостаточном количестве (Мин.архитектуры должно выдать соответствующее заключение)

Новый Указ №16 не содержит запрета на применение собственной системы сбора в отношении упаковки (как в виде «упаковки», так и в виде «товара») из бумаги, картона, целлюлозы (т.е. с 01 июля 2020 года собственную систему сбора в отношении бумажной упаковки применять можно, а Указ №313 содержал соответствующий запрет на применение собственной системы сбора отходов по бумажной упаковке).

2) либо заключить с Оператором соответствующий договор и уплачивать в пользу Оператора плату за организацию сбора отходов.

При этом представление Оператору информации о выполнении установленной обязанности по обеспечению сбора отходов в данном случае также будет являться обязательной (за исключением некоторых случаев — смотрите подробнее в таблице ниже).

Освобождение от обязанности по обеспечению сбора отходов

Однако, как и в Указе №313, в Указе №16 установлен перечень случаев, при которых производители и поставщики освобождаются от выполнения обязанности по обеспечению сбора отходов (как мы писали ранее, такую обязанность можно исполнить 2-мя способами).

Основания освобождения изменились: что-то добавили, что-то исключили, кое-где изменилась формулировка.

Смотрите сравнительную таблицу норм Указа №313 (действует по 30.06.2020 включительно) и Указа №16 (вступает в силу в 01.07.2020).

Указ №313 (до 30.06.2020)Указ №16 (с 01.07.2020)
Требования об обеспечении сбора отходов не распространяются на:Освобождаются от обязанности по обеспечению сбора отходов:
консульские учреждения и дипломатические представительства, представительства межгосударственных и межправительственных организаций, представительства иностранных государств при них, аккредитованные в Республике Беларусьдипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации, их представительства, расположенные на территории Республики Беларусь
индивидуальные предприниматели в части упаковки, в которую упакованы товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, используемые в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд либо реализуемые при осуществлении ими розничной торговли или общественного питания
государственные органы, некоммерческие организации, а также производители и поставщики в части товаров и товаров в упаковке, реализованных государственным органам и некоммерческим организациям в целях использования при осуществлении функций некоммерческого характера, ради которых они созданы
производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы социально значимые товары, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли, облисполкомами и Минским горисполкомом, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь (включая социально значимые товары, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года), лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая товары, используемые в ветеринарии, денежные знакипроизводители и поставщики в части товаров, являющихся комплектующими, и упаковки для социально значимых товаров, лекарственных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, денежных знаков
производители и поставщики в части медицинской техники и товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, кроме товаров, классифицируемых кодом 9025 11 200 ТН ВЭД ЕАЭС (термометры медицинские или ветеринарные)
производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы товары, реализованные за пределы Республики Беларусьпроизводители и поставщики в части товаров и товаров в упаковке, вывезенных с территории Республики Беларусь
производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении 1 к Указу №313, реализованных за пределы Республики Беларусь
производителей в части произведенных масел, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок при условии использования для их производства не менее 30 процентов отработанных масел, отходов стекла, бумаги и картона соответственнопроизводители в части произведенных масел, стеклянной, бумажной и картонной упаковок при условии использования в процессе их производства не менее 30 процентов (от общего объема их производства или по каждому виду продукции отдельно в весовом выражении) отработанных масел, отходов стекла, бумаги и картона соответственно, собранных на территории Республики Беларусь
производителей в части произведенных изделий из пластмасс, названных в приложении 1 к Указу №313, и полимерной упаковки при условии использования для их производства не менее 30 процентов отходов пластмасс и (или) вторичных полимерных материалов, которые произведены на территории Республики Беларусь с использованием не менее 70 процентов отходов пластмасспроизводители в части произведенных изделий из пластмасс и полимерной упаковки при условии использования в процессе их производства с 2019 года не менее 30 процентов, с 2021 года — не менее 35 процентов, с 2023 года — не менее 40 процентов (от общего объема их производства или по каждому виду продукции отдельно в весовом выражении) отходов пластмасс, собранных на территории Республики Беларусь, или вторичных полимерных материалов, произведенных на территории Республики Беларусь
производителей товаров, названных в приложении 1 к Указу №313, принявших на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, обязательство обеспечивать последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойствпроизводители товаров и упаковки, принявшие на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, обязательство обеспечивать последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств
производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении 1 к Указу №313, предназначенных для использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров, названных в приложении 1 к Указу №313производители и поставщики в части товаров и упаковочных материалов (кроме преформ), используемых в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве (в том числе другими производителями) товаров, названных в перечне товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа №16
Под упаковочными материалами понимаются материалы, предназначенные для производства упаковки.
производителей и поставщиков в части полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд
производителей в части произведенной из преформ полимерной упаковкипроизводители в части произведенной из преформ полимерной упаковки
производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных масел, предназначенных для использования в качестве сырья или материалов для производства продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средств, машин и оборудования, или для оказания услуг в организациях, основным видом деятельности которых является предоставление услуг пассажирским или грузовым транспортомпроизводители и поставщики в части масел, используемых в качестве сырья (материалов) при производстве продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средств, машин и оборудования, или при оказании услуг в организациях, основным видом деятельности которых является предоставление услуг пассажирским или грузовым транспортом
производители и поставщики в части шин, используемых в качестве сырья (материалов, комплектующих) при производстве продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средств
производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных товаров, названных в приложении 1 к Указу №313, используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации (в том числе в составе продукции или в качестве расходных материалов)производители и поставщики в части товаров (кроме упаковки), используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации в неизменном состоянии или в качестве расходных материалов
производители и поставщики в части товаров и упаковки, которые в связи с утратой потребительских свойств переданы ими на захоронение или утрачены в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие)
поставщиков в части товаров, названных в приложении 1 к Указу №313, и полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы товары, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством порядкепоставщики в части товаров и товаров в упаковке, ввезенных на территорию Республики Беларусь в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством порядке
производителей и поставщиков в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь

Документы для подтверждения льготы по Указу №16

В большинстве случаев (п.3 Приложения 1 к Указу №16) юр.лица и ИП будут указывать сведения об обстоятельствах, повлекших освобождение от обязанности по обеспечению сбора отходов, в информации о выполнении обязанности, представляемой Оператору (т.е. в отчете необходимо будет проставлять признак освобождения (льготы), а также (если установит СовМин) предоставлять подтверждающие документы).

Подпункт Указа №16
(Приложение №1)
Льгота
(освобождение от обязанности по обеспечению сбора отходов)
Нужно ли подавать «нулевые» отчеты ОператоруДокументы для подтверждения льготы
(приложение 2 к Постановлению № 388 Совета Министров)
1.1.дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации, их представительства, расположенные на территории Республики Беларусьне нужноне установлены
1.2.индивидуальные предприниматели в части упаковки, в которую упакованы товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, используемые в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд либо реализуемые при осуществлении ими розничной торговли или общественного питанияне нужнопервичные учетные документы, подтверждающие фактическое количество ввезенных товаров в упаковке, использованных при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд, либо их реализацию при осуществлении розничной торговли или общественного питания
1.3. государственные органы, некоммерческие организации, а также производители и поставщики в части товаров и товаров в упаковке, реализованных государственным органам и некоммерческим организациям в целях использования при осуществлении функций некоммерческого характера, ради которых они созданынужнодля некоммерческих организаций:
— свидетельство о государственной регистрации и устав некоммерческой организации;
— первичные учетные документы, подтверждающие использование ввезенных товаров и товаров в упаковке при осуществлении функций некоммерческого характера, ради которых они созданы
для производителей и поставщиков, которые реализуют товары и товары в упаковке государственным органам и некоммерческим организациям:
— договор, на основании которого товар реализован государственному органу;
— договор, на основании которого реализован товар некоммерческой организации, с указанием цели приобретения товаров и товаров в упаковке некоммерческой организацией в виде формулировки «Для собственного использования при осуществлении функций некоммерческого характера»;
— копии свидетельства о государственной регистрации и устава некоммерческой организации
1.4.производители и поставщики в части товаров, являющихся комплектующими, и упаковки для социально значимых товаров, лекарственных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, денежных знаковнужнодля производителей и поставщиков товаров, используемых ими самостоятельно:
— первичные учетные документы, подтверждающие фактическое количество товаров, использованных в качестве комплектующих и упаковки для социально значимых товаров, лекарственных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, а также медицинской техники и других товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии (далее — медицинская продукция), денежных знаков;
— сертификаты продукции собственного производства, выданные производителю и поставщику на социально значимые товары, медицинскую продукцию (при наличии);
— свидетельства о государственной регистрации медицинской продукции
для производителей и поставщиков, которые реализуют товары юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее — покупатели):
— договор, на основании которого реализован товар покупателю, с указанием цели приобретения товаров в виде формулировки «»Для собственного использования в качестве комплектующих и упаковки для социально значимых товаров (медицинской продукции, денежных знаков)»»;
— копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализован товар, на социально значимые товары, медицинскую продукцию (при наличии);
— копии свидетельств о государственной регистрации медицинской продукции;
— письменный отчет покупателя, которому реализован товар, в произвольной форме о фактическом количестве товаров, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку этих товаров, количества товара, полученного по накладной, и количества товара, фактически использованного (отпущенного в производство) на соответствующие цели
1.5.производители и поставщики в части медицинской техники и товаров медицинского назначения, включая используемые в ветеринарии, кроме товаров, классифицируемых кодом 9025 11 200 ТН ВЭД ЕАЭСнужно— сертификаты продукции собственного производства, выданные производителю на медицинскую продукцию (для производителей, при наличии);
— свидетельства о государственной регистрации произведенной и ввезенной медицинской продукции или их копии
1.6.производители и поставщики в части товаров и товаров в упаковке, вывезенных с территории Республики Беларусьнужнодля производителей и поставщиков товаров и товаров в упаковке, которые вывозятся ими самостоятельно:
— первичные учетные документы, подтверждающие фактическое количество товаров, использованных при производстве переработанных (обработанных) товаров (при вывозе товаров в измененном состоянии);
— договор (контракт), на основании которого вывозятся товары и товары в упаковке в неизменном состоянии или переработанные (обработанные) товары;
— декларации на товары с отметкой таможенного органа о выпуске товаров и товаров в упаковке в неизменном состоянии или переработанных (обработанных) товаров, подлежащих таможенному декларированию;
— транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие вывоз товаров и товаров в упаковке в неизменном состоянии или переработанных (обработанных) товаров с территории Республики Беларусь (подтверждающие, что местом разгрузки является место, находящееся за пределами Республики Беларусь)
для производителей и поставщиков товаров и товаров в упаковке, которые вывозятся другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — посредник):
— договор, на основании которого товары и товары в упаковке реализованы (переданы) посреднику;
— письменный отчет посредника, которому реализован товар, в произвольной форме о фактическом количестве товаров, использованных при производстве переработанных (обработанных) товаров, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку этих товаров, количества товара, полученного по накладной, количества товара, фактически использованного при производстве переработанных (обработанных) товаров, и количества произведенных переработанных (обработанных) товаров (при вывозе товаров в измененном состоянии);
— копия договора (контракта), на основании которого посредником вывозятся товары и товары в упаковке в неизменном состоянии или переработанные (обработанные) товары;
— копии деклараций на товары с отметкой таможенного органа о выпуске товаров и товаров в упаковке в неизменном состоянии или переработанных (обработанных) товаров, подлежащих таможенному декларированию, или реестры таких деклараций, заверенные посредником, с указанием номеров деклараций, дат выпуска, стран назначения и количества перемещенных товаров согласно декларациям;
— транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие вывоз товаров и товаров в упаковке в неизменном состоянии или переработанных (обработанных) товаров с территории Республики Беларусь (подтверждающие, что местом разгрузки является место, находящееся за пределами Республики Беларусь), или реестры таких документов, заверенные посредником, с указанием наименования документа, его номера и даты составления, страны назначения и количества перемещенных товаров согласно этому документу
1.7.производители в части произведенных масел, стеклянной, бумажной и картонной упаковок при условии использования в процессе их производства не менее 30% (от общего объема их производства или по каждому виду продукции отдельно в весовом выражении) отработанных масел, отходов стекла, бумаги и картона соответственно, собранных на территории Республики Беларусьнужно— специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, в части использования отходов 1 — 3 классов опасности, если согласно законодательству о лицензировании для осуществления указанного вида деятельности требуется получение такого специального разрешения (лицензии);
— свидетельство о включении объектов по использованию отходов в реестр объектов по использованию отходов и (или) объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, выданное производителю при регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов;
— технологический регламент использования отходов;
— документы, содержащие сведения о фактическом использовании сырья и материалов (в том числе отходов) в весовом выражении при производстве масел, стеклянной, бумажной и картонной, полимерной упаковок, изделий из пластмасс (в общем объеме их производства или по каждому виду продукции отдельно)
1.8.производители в части произведенных изделий из пластмасс и полимерной упаковки при условии использования в процессе их производства с 2019 года не менее 30%, с 2021 года — не менее 35%, с 2023 года — не менее 40% (от общего объема их производства или по каждому виду продукции отдельно в весовом выражении) отходов пластмасс, собранных на территории Республики Беларусь, или вторичных полимерных материалов, произведенных на территории Республики Беларусьнужно— специальное разрешение (лицензия) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, в части использования отходов 1 — 3 классов опасности, если согласно законодательству о лицензировании для осуществления указанного вида деятельности требуется получение такого специального разрешения (лицензии);
— свидетельство о включении объектов по использованию отходов в реестр объектов по использованию отходов и (или) объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, выданное производителю при регистрации введенного в эксплуатацию объекта по использованию отходов;
— технологический регламент использования отходов;
— документы, содержащие сведения о фактическом использовании сырья и материалов (в том числе отходов) в весовом выражении при производстве масел, стеклянной, бумажной и картонной, полимерной упаковок, изделий из пластмасс (в общем объеме их производства или по каждому виду продукции отдельно)
1.9.производители товаров и упаковки, принявшие на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, обязательство обеспечивать последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойствне нужноне установлены
1.10.производители и поставщики в части товаров и упаковочных материалов (кроме преформ), используемых в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве (в том числе другими производителями) товаров, названных в перечне товаров и упаковки, на которые распространяются требования настоящего Указанужнодля производителей и поставщиков товаров и упаковочных материалов, используемых ими самостоятельно:
— сертификаты продукции собственного производства, выданные производителю и поставщику на товары и упаковку, указанные в Перечне товаров и упаковски, на которые распространяется требования Указа №16 (при наличии);
— первичные учетные документы, содержащие сведения о фактическом количестве товаров и упаковочных материалов, использованных в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров и упаковки, указанные в Перечне товаров и упаковки, на которые распространяется требования Указа №16
для производителей и поставщиков, которые реализуют товары покупателям:
— договор, на основании которого реализован товар покупателю, с указанием цели приобретения товаров в виде формулировки «Для собственного использования в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров и упаковки, указанных в Перечне товаров и упаковски, на которые распространяется требования Указа №16»;
— копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализован товар, на товары и упаковку, указанные в Перечне товаров и упаковки, на которые распространяется требования Указа №16;
— письменный отчет покупателя, которому реализован товар, в произвольной форме о фактическом количестве товаров и упаковочных материалов, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку товаров и упаковочных материалов, количества товара и упаковочных материалов, полученных по накладной, и количества товара и упаковочных материалов, фактически использованных (отпущенных для производства) на соответствующие цели
1.11.производители в части произведенной из преформ полимерной упаковкинужно— договор, на основании которого приобретены преформы, и первичные учетные документы, подтверждающие их приобретение;
— сертификат продукции собственного производства, выданный производителю на преформы (при наличии), и документы, подтверждающие объемы производства преформ (для производителей преформ);
— первичные учетные документы, содержащие сведения о фактическом количестве преформ, использованных при производстве полимерной упаковки;
— первичные учетные документы, подтверждающие объемы производства полимерной упаковки из преформ
1.12.производители и поставщики в части масел, используемых в качестве сырья (материалов) при производстве продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средств, машин и оборудования, или при оказании услуг в организациях, основным видом деятельности которых является предоставление услуг пассажирским или грузовым транспортомнужнодля производителей и поставщиков масел, используемых ими самостоятельно:
— сведения об основном виде деятельности;
— сертификаты продукции собственного производства, выданные производителю и поставщику на транспортные средства, машины и оборудование (при наличии);
— сертификаты работ и услуг собственного производства, выданные производителю и поставщику на предоставление услуг пассажирским или грузовым транспортом (при наличии);
— первичные учетные документы, подтверждающие фактическое количество масел, использованных в качестве сырья (материалов) при производстве транспортных средств, машин и оборудования или при предоставлении услуг пассажирским или грузовым транспортом
для производителей и поставщиков, которые реализуют масла покупателям:
— договор, на основании которого реализованы масла покупателю, с указанием цели приобретения масел в виде формулировки «Для собственного использования в качестве сырья (материалов) при производстве транспортных средств, машин и оборудования (предоставлении услуг пассажирским или грузовым транспортом)» и основного вида деятельности покупателя;
— копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализованы масла, на транспортные средства, машины и оборудование (при наличии);
— копии сертификатов работ и услуг собственного производства, выданных покупателю, которому реализованы масла, на предоставление услуг пассажирским или грузовым транспортом (при наличии);
— письменный отчет покупателя, которому реализованы масла, в произвольной форме о фактическом количестве масел, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку масел, количества масел, полученных по накладной, и количества масел, фактически использованных (отпущенных для производства) на соответствующие цели
1.13.производители и поставщики в части шин, используемых в качестве сырья (материалов, комплектующих) при производстве продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство транспортных средствнужнодля производителей и поставщиков шин, используемых ими самостоятельно:
— сведения об основном виде деятельности;
— сертификаты продукции собственного производства, выданные производителю и поставщику на транспортные средства (при наличии);
— первичные учетные документы, подтверждающие фактическое количество шин, использованных в качестве сырья (материалов, комплектующих) при производстве транспортных средств
для производителей и поставщиков, которые реализуют шины покупателям:
— договор, на основании которого реализованы шины покупателю, с указанием цели приобретения шин в виде формулировки «Для собственного использования в качестве сырья (материалов, комплектующих) при производстве транспортных средств» и основного вида деятельности покупателя;
— копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализованы шины, на транспортные средства (при наличии);
— письменный отчет покупателя, которому реализованы шины, в произвольной форме о фактическом количестве шин, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку шин, количества шин, полученных по накладной, и количества шин, фактически использованных (отпущенных для производства) на соответствующие цели
1.14.производители и поставщики в части товаров (кроме упаковки), используемых в их деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд и не предназначенных для реализации в неизменном состоянии или в качестве расходных материаловнужнорегистры бухгалтерского учета, учетные документы, подтверждающие использование произведенных и ввезенных товаров для собственной деятельности при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для общехозяйственных нужд, а также отсутствие фактов реализации этих товаров в неизменном состоянии или в качестве расходных материалов
1.15.производители и поставщики в части товаров и упаковки, которые в связи с утратой потребительских свойств переданы ими на захоронение или утрачены в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие)нужно— первичные учетные документы, подтверждающие списание произведенных и ввезенных товаров и упаковки в связи с утратой потребительских свойств или чрезвычайными обстоятельствами;
— документы, подтверждающие факт наступления чрезвычайных обстоятельств;
— документы, в соответствии с которыми товары и упаковка, утратившие потребительские свойства, передаются на захоронение (в том числе договоры на оказание услуг по захоронению отходов, накладные на передачу отходов, сопроводительные паспорта перевозки отходов производства);
— документы, подтверждающие фактическое количество товаров и упаковки, утративших потребительские свойства и переданных на захоронение
1.16.поставщики в части товаров и товаров в упаковке, ввезенных на территорию Республики Беларусь в качестве иностранной безвозмездной помощи в установленном законодательством порядкенужно— договор или иной документ, содержащий сведения об условиях и целях использования иностранной безвозмездной помощи;
— акт приемки иностранной безвозмездной помощи (для юридических лиц);
— план целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи;
— удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации

Бухгалтерские услуги

юридическим лицам
физическим лицам

Плата Оператору вторичных материальных ресурсов

Отчетный период по соблюдению обязанности по обеспечению сбора отходов – календарный квартал.

Советом Министров Республики Беларусь на основании абзаца пятого части второй пп.1.1 Указа №16 устанавливаются:

  • размер платы Оператору
  • порядок расчета суммы плат Оператору
  • сроки внесения платы на специальный счет Оператора
  • порядок возврата излишне внесенной (взысканной) платы и пеней за несвоевременное внесение платы со счета Оператора.
Какой срок внесения платы Оператору?

Срок внесения платы Оператору за отчетный кварталне позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом (т.е. за 1 квартал — не позднее 30 апреля; за 2 квартал — не позднее 31 июля; за 3 квартал — не позднее 31 октября; за 4 квартал — не позднее 31 января; если последний день выпадает на нерабочий день, то срок уплаты платы Оператору переносится на следующий ближайший рабочий день);

Нужно платить, даже если сумма платы по Указу 16 совсем небольшая?

Если сумма платы, подлежащей уплате в польщу Оператора, за несколько отчетных периодов подряд в течение 1-го календарного года (нарастающим итогом), составляет менее 1-й базовой величины — можно уплатить единоразово в срок не позднее 31 января следующего календарного года

Какой срок подачи отчетности Оператору?

Срок подачи отчетности Операторуне позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом (т.е. за 1 квартал — не позднее 30 апреля; за 2 квартал — не позднее 31 июля; за 3 квартал — не позднее 31 октября; за 4 квартал — не позднее 31 января)

Реквизиты счета Оператора для внесения платы

В соответствии с нормами Указа №16, теперь счет Оператора будет являться счетом со специальным режимом функционирования.

С 01 июля 2020 года у Оператора новые реквизиты банковского счета (данные с сайта Оператора):

УНП Оператора – 191761248

Номер счета — BY18 BLBB 3015 0191 7612 4800 1003 (без пробелов)

Банк — ОАО «Белинвестбанк» Дирекция по г. Минску и Минской области

Код банка — BLBBBY2X.

Учет платы Оператору втор ресурсов при налогообложении прибыли

Министерство налогам и сборам Республики Беларусь своим письмом от 11.11.2020 №2-2-10/02339 «О учете при налогообложении прибыли платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки» разъяснило порядок учета платы, вносимой производителями и поставщиками в пользу Оператора втор ресурсов, в налоговом учете при расчете налога на прибыль.

Подробнее — здесь.

Ответственность за нарушение обязанности по обеспечению сбора отходов

Ответственность за нарушение поставщиками и/или производителями обязанности по обеспечению сбора отходов бывает 2 видов:

  • пеня в пользу Оператора

С 01.07.2020 размер пени – 1/360 ставки рефинансирования Национального банка за каждый день просрочки внесения платы Оператору.

  • штраф

КоАП Республики Беларусь предусматривает несколько видов административной ответственности за нарушение законодательства об обращении с отходами.

Обращаем Ваше внимание на статью 15.63 КоАП «Нарушение законодательства об обращении с отходами».

Если ИП или юр.лицо не исполнили обязанность по обеспечению сбора отходов (например, не подали Оператору отчет или не внесли в установленный срок плату на счет Оператора)штраф в 2-х-кратком размере платы (п.1 ст. 15.63 КоАП)

За нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами – штраф:

  • на физ.лицо – от 5 до 50 базовых величин
  • на ИП – до 200 базовых величин
  • на юр.лицо – до 1000 базовых величин

По нашему мнению, какие-то слишком большие размеры штрафов установлены действующим законодательством.

За просрочку внесения платы Оператору на 1 день необходимо будет уплатить штраф в 2-х-кратном размере платы…

При размере платы в 10 000 бел.рублей и просрочки оплаты на 1 день:

пеня Оператору за просрочку составит порядка 2 бел.рублей

а штраф в бюджет – 20 000 бел.рублей

Однако, планируются изменения в КоАП РБ. Будем надеяться, что штрафы уменьшат.

Разъяснения Указа №16 с сайта Оператора

Указанные ниже разъяснения по порядку применения Указа №16 размещены на официальном сайте ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» — https://vtoroperator.by/

Код ТН ВЭД ЕАЭС на ввозимый товар (упаковку) присваивается декларантом. При этом организация может присвоить код ТН ВЭД ЕАЭС товару (упаковке) самостоятельно.

Также, для исключения негативных последствий неверной классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС организации вправе обратиться в Минскую центральную таможню за получением предварительного решения, которая является таможенным органом, уполномоченным принимать предварительное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Да, обязана.

В отношении ввезенного товара предусмотренная Указом № 16 обязанность будет возникать в случае его использования в собственной деятельности в качестве расходных материалов, сырья, комплектующих при производстве продукции, предназначенной для дальнейшей реализации на территории Республики Беларусь.

Да, возникает.

При этом организация может освободиться от платы путем применения собственной системы сбора отходов, которая должна включать в себя:

  •  сбор упаковки, в отношении которой возникла обязанность и которая утратила потребительские свойства в процессе собственной деятельности (собственные отходы упаковки);
  •  использование (переработку) данных отходов упаковки самостоятельно, либо путем передачи юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование отходов (переработку).

Необходимо осуществить передачу на использование отходов непосредственно организациям, осуществляющим использование данных отходов (без посредников).

При этом в случае если в отчетном периоде организация не успела собрать и передать на использование нужный объем отходов упаковки, то у нее возникает обязанность внесения платы за ту часть упаковки, по которой не выполнены обязательства. Возврат денежных средств или зачет в счет будущих платежей возможен в следующем отчетном периоде при условии передачи на использование оставшейся части упаковки.

Справочно: Положение о порядке, условиях применения и требования к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаром и упаковки утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. №388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16».

Нет, не выполнит.

Применение собственной системы сбора включает:

  1. непосредственно сбор ввезенной упаковки, в отношении которой возникла обязанность и которая утратила потребительские свойства в процессе собственной деятельности;
  2. передачу собранных отходов упаковки по договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими использование данных отходов.

Таким образом, для выполнения обязанности путем применения собственной системы сбора отходов упаковки, необходимо напрямую передать данные отходы организациям, осуществляющим непосредственно их использование. Следовательно, данные объемы, переданные посреднику, не могут идти в зачет выполнения обязанности путем применения собственной системы сбора.

Постановлением № 388 предусмотрено расширение возможностей по созданию системы сбора путем объединения с другими производителями и поставщиками или другими организациями, осуществляющими обращение с отходами, то есть создание совместной системы сбора отходов (пункт 5 Положения 2 Постановления № 388). Для организации совместной системы сбора отходов производителями и поставщиками создается юридическое лицо, у которого в наличии (на праве собственности, аренды и ином законном основании) будут объекты и (или) оборудование, посредством которых будет осуществляться сбор отходов.

При этом, в то время как функции по сбору, сортировке (разделению по видам), подготовке к использованию отходов могут быть переданы производителем и поставщиком юридическому лицу, созданному при совместной системе сбора отходов, функции по передаче отходов на обезвреживание и (или) использование сохраняются исключительно за самим производителем и поставщиком.

Перечень документов, которые необходимо представить производителям и поставщикам, осуществляющим сбор отходов потребления путем применения собственной системы сбора установлен подпунктом 10.1 пункта 10 Положения 4 Постановления № 388:

  • реестры первичных учетных документов, подтверждающих сбор отходов потребления в отчетном периоде (при использовании совместной системы сбора отходов первичные учетные документы составляются созданным юридическим лицом);
  • копии договоров на передачу отходов потребления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим их обезвреживание и (или) использование;
  • реестры накладных, подтверждающих передачу отходов потребления на обезвреживание и (или) использование в отчетном периоде.

Дополнительно обращаем внимание о необходимости регистрации юридического лица, созданного при совместной системе сбора отходов, в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов.

Перечень документов необходимый для включения в реестр установлен пунктом 6.64 главы 6 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

В случае ввоза организацией товара, который попадает в перечни социально значимых товаров, обязанность в части упаковки данного товара возникать не будет.

Документы, подтверждающие возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности, в данном случае не предусмотрены, так как право на освобождение от обязанности предоставляется таким организациям исходя из включения ввозимых товаров в перечни социально значимых товаров.

Да, организация освобождается от обязанности, в случае если правовые основания для освобождения от обязанности приходятся на тот же отчетный квартал, в котором возникла обязанность.

В случае если правовые основания для освобождения от обязанности приходятся не на отчетный квартал, в котором возникла обязанность, то организации необходимо заключить с оператором договор, внести плату и представить информацию о выполнении обязанности. При последующем возникновении правовых оснований для их применения у организации остается право на возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм.

В данном случае документами, подтверждающими возникновение правовых оснований для освобождения от обязанности, будут являться:

  • договор, на основании которого реализован товар покупателю, с указанием цели приобретения товаров в виде формулировки «Для собственного использования в качестве упаковки для социально значимых товаров»;
  • копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализован товар, на социально значимые товары (при наличии);
  • письменный отчет покупателя, которому реализован товар, в произвольной форме о фактическом количестве товаров, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку этих товаров, количества товара, полученного по накладной, и количества товара, фактически использованного (отпущенного в производство) на соответствующие цели.

В отношении пленки у производителя возникает предусмотренная Указом №16 обязанность, так как она попадает в перечень товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16.

При этом в данном случае, возможно применение льготы, (подпункт 1.10 пункта 1 приложения 1 к Указу № 16) согласно которой, обязанность не распространяется на производителей в части товаров и упаковочных материалов, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей (комплектующих) при производстве (в том числе другими производителями) товаров, названных в перечне.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации, если из указанной пленки были произведены (в том числе другими производителями) товары, названные в перечне, обязанность будет возникать в отношении конечного товара.

При этом необходимо обязательно иметь подтверждающие документы для освобождения от обязанности в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 Приложения 2 к постановлению № 388:

  • договор, на основании которого реализован товар покупателю, с указанием цели приобретения товаров в виде формулировки «Для собственного использования в качестве сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей (комплектующих) при производстве товаров и упаковки;
  • копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализован товар, на товары и упаковку (при наличии).
  • письменный отчет покупателя, которому реализован товар, в произвольной форме о фактическом количестве товаров и упаковочных материалов, использованных на соответствующие цели, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку товаров и упаковочных материалов, количества товара и упаковочных материалов, полученных по накладной, и количества товара и упаковочных материалов, фактически использованных (отпущенных для производства) на соответствующие цели.

Нет, не может.

Производители считаются принявшими на себя обязательства по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшихся в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств (далее – обязательства), если ими выполняются два условия:

– сбор отходов товаров и упаковки от физических лиц;

– самостоятельное или с привлечением иных лиц использование на территории Республики Беларусь данных отходов.

Соответственно, в случае самостоятельного сбора собственных отходов производства, а не отходов от физических лиц, предприятие не может быть признано принявшим на себя упомянутые обязательства.

Справочно: Положение о порядке и условиях принятия производителями товаров и упаковки обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами и упаковкой своих потребительских свойств утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16».

Да, подпунктом 1.6 приложения 1 к Указу № 16 предусмотрено освобождение от обязанности в отношении товаров и товаров в упаковке, которые вывезены за пределы Республики Беларусь. Данные товары могут быть вывезены самим импортером или иным субъектом хозяйствования, которому они были реализованы, как в неизменном, так и в измененном состоянии (в составе другой продукции).

Подтверждением вывоза товаров, если импортер осуществляет вывоз самостоятельно (подпункт 5.1 пункта 5 приложения 2 к постановлению № 388), являются документы, связанные с реализацией товара: договор на реализацию товаров, декларации на товары (если декларирование предусмотрено), транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие разгрузку товаров за пределами Республики Беларусь, то есть их вывоз. Если товары вывозятся в измененном состоянии, то подтверждением использования товаров, в отношении которых возникла обязанность, при производстве вывозимой продукции являются первичные учетные документы (отпуска товаров в производство вывозимой продукции).

Если товары вывозятся другим субъектом хозяйствования, которому товары были реализованы импортером, то подтверждением вывоза товаров для импортера будут копии перечисленных выше документов, предоставленные посредником, либо реестры этих документов. Если дополнительно необходимо подтвердить использование товаров в производстве вывозимой продукции, то вместо первичных учетных документов посредника предусмотрено предоставление им отчета.

Справочно: При этом в случае если правовые основания для освобождения от обязанности приходятся:

— на тот же отчетный квартал, в котором возникла обязанность, импортер освобождается от внесения платы. В данном случае необходимо представить оператору информацию о выполнении обязанности с указанием сведений об обстоятельствах, повлекших освобождение от обязанности;

— на другой отчетный квартал, импортеру необходимо заключить с оператором договор, внести плату и представить информацию о выполнении обязанности. При последующем возникновении правовых оснований для их применения у производителя остается право на возврат и (или) зачет в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм.

Нет, не освободится. Для освобождения от обязанности вывоз за пределы страны должен осуществить сам импортер или посредник, которому по договору был импортером реализован данный товар.

Так, например, организация А ввозит картонные ящики и реализует их организации Б, которая упаковывает в них собственную продукцию и реализует организации В. Организация В осуществляет экспорт данных товаров. В рассматриваемой ситуации организация А не освободится от обязанности в отношении ввезенных картонных ящиков.

В случае ввоза изделий медицинского назначения и медицинской техники, подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством, основанием для освобождения от обязанности по упаковке будет являться наличие соответствующего свидетельства о государственной регистрации медицинской продукции выданного в установленном порядке.

При этом, в случае осуществления ввоза товаров медицинского назначения или медицинской техники ранее зарегистрированных в установленном законодательством порядке (т.е. не подлежащих обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством), право на освобождение от обязанности будет предоставляться, исходя из включения ввозимых товаров в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь.

Под товарами бытового назначения понимаются товары, предназначенные в основном для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, независимо от их приобретения и использования физическими или юридическими лицами.

Отнесение товара к бытовому должно осуществляться исходя из его назначения и условий эксплуатации, установленных производителем, а не исходя из фактического использования в быту или при осуществлении предпринимательской деятельности.

В случае если производителем товара указаны сведения об области его применения, характеристики товара, а также условия его эксплуатации, исключающие возможность применения в быту, либо указывающие на однозначное применение только в рамках осуществления производственных процессов, то обязанность в отношении данных товаров не будет возникать.

Затруднения при отнесении товаров для бытового либо небытового назначения могут возникать при ввозе электрического и электронного оборудования.

Так, например, организация ввозит мониторы 8528 59 900 9, реализует юридическим лицам. Производителем товара не указаны сведения об области его применения, что затрудняет классификацию по бытовому или небытовому признакам.

Вместе с тем, изучив характеристики, эксплуатационную документацию на мониторы можно сделать вывод, что рассматриваемые мониторы по параметрам возможны для использования в бытовых условиях. Какие-либо характеристики товара, а также условия его эксплуатации, исключающие возможность применения в быту, либо указывающие на однозначное применение только в рамках осуществления производственных процессов не установлены.

Таким образом, предусмотренная Указом № 16 обязанность в отношении данного товара будет возникать.

Сведения о количестве товара и упаковки указываются в договоре (контракте) и иных товаросопроводительных документах на поставку товаров.

При отсутствии в документах, относящихся к ввезенным товарам и упаковке, указания на их количество в тоннах поставщики определяют это количество расчетным путем исходя из иных сведений, содержащихся в этих документах (например, исходя из веса брутто и нетто товара) или по результатам фактического взвешивания ввезенных товаров и упаковки (их отдельных образцов с дальнейшим пересчетом на все количество).

Отчетным периодом для исполнения обязанности по обеспечению сбора отходов является календарный квартал.

Дата подачи отчета определяется так же, как и по внесению платы: не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным, или в первый рабочий день, следующий за ним, если окончание срока приходится на нерабочий день (п. 3 Положения о порядке и сроках предоставления информации о выполнении обязанности).

Так, например, за III квартал производители и поставщики должны будут заплатить и представить отчет не позднее 2 ноября 2020 г.

Компенсация расходов со стороны Оператора

Как и ранее, юр.лица и ИП могут рассчитывать на получение компенсации со стороны Оператора за совершение расходов по сбору отходов.

При этом перечень оснований для получения компенсации в Указе №16 расширен по сравнению с нормами Указа №313.

Вопрос получения компенсации от Оператора – отдельная тема, которая регулируются как Указом №16, так и другими законодательными актами.

За уточнением возможности и порядка получения компенсации рекомендуем обращаться непосредственно к Оператору.

С уважением, Бухгалтерский центр «Арденна»

Picture of Вырвич Ирина
Вырвич Ирина

Главный бухгалтер
Налоговый консультант

Picture of Вырвич Вадим
Вырвич Вадим

Директор
Бухгалтерский центр "Арденна"

Поделиться записью:

Читайте другие статьи о бухгалтерском и налоговом учёте:
Указ от 17.09.2024 №367. Покупка и продажа криптовалюты через белорусские криптобиржи
Указ от 17.09.2024 №367. Криптовалюта для физических лиц только через белорусские криптобиржи

Президентом Беларуси подписан Указ от 17.09.2024 №367. В соответствии с Указом физические лицо покупать и продавать криптовалюту смогут только через белорусские криптобиржи

Читать статью »