На официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь опубликована новость с примером о последствиях получения заработной платы в криптовалюте.
Зарплата в криптовалюте — информация от ИМНС РБ по Минской области
Сотрудниками управления оперативных мероприятий инспекции МНС Республики Беларусь по Минской области проведены контрольные мероприятия в отношении гражданки Г., по результатам которых установлено следующее.
Гражданка Г. на территории Республики Беларусь в период с 30.10.2023 по 11.06.2024, посредством глобальной компьютерной сети Интернет оказывала услуги супервайзера ООО «К» (г. Москва, Российская Федерация) по управлению операторами с получением оплаты в цифровых токенах (USDT) в количестве 5 536,05 USDT.
Вознаграждение выплачивалось переводом в цифровых токенах (USDT) через криптовалютную платформу.
В дальнейшем гражданка Г. полученные цифровые токены (USDT) реализовывала различным покупателям посредством P2P-сделок на криптовалютной платформе. Доход от осуществления деятельности с нарушением действующего законодательства Республики Беларусь составил 16 380,96 руб.
Согласно нормам Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8), а также Гражданского кодекса Республики Беларусь, Банковского кодека Республики Беларусь, токены (в том числе криптовалюта) не являются на территории Республики Беларусь средством платежа и возможность использования токенов (включая криптовалюты) для расчетов за работы (услуги) Декретом № 8 не предусмотрена.
Таким образом, своими действиями гражданка Г. нарушила запрет, установленный Декретом № 8 и в отношении ее составлен административный протокол по части 3 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, санкция статьи предусматривает наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.
Дополнительная информация
От себя отметим следующее.
Во-первых:
Гражданка К. привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.13.3 КоАП РБ — «Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается»
По этому основанию обычно привлекают к ответственности за совершение P2P-обмена криптовалюты. Который, как известно, в Беларуси не разрешен.
По ч.3 ст.13.3 КоАП РБ для физического лица (не ИП) предусмотрена ответственность в виде:
- штраф от 20 до 50 базовых величин
- и конфискация до 100% суммы дохода или без конфискации (при этом под суммой дохода в данном случае понимается для сумма выручки без учета затрат на её получение)
Какую ответственность понесла (если вообще понесла) гражданка Г. за прием криптовалюты в качестве оплаты за оказанные услуги — не понятно.
Во-вторых:
Декрет №8 устанавливает конкретные виды операций, которые разрешены физическим лицам при совершении операций с токенами.
В соответствии с нормами Декрета от 21.12.2017 №8 «О развитии цифровой экономики»:
- с одной стороны (пп.2.2 Декрета №8): физические лица вправе владеть токенами и с учетом особенностей, установленных Декретом №8, совершать следующие операции:
- майнинг
- хранение токенов в виртуальных кошельках,
- обмен токенов на иные токены,
- приобретение токенов
- отчуждение токенов за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги
- дарить токены
- завещать токены
- с другой стороны (пп.2.6 Декрета №8): если иное не предусмотрено законодательством, является незаконной и запрещается предпринимательская деятельность физических лиц по:
- оказанию на территории Республики Беларусь и (или) с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет иным лицам содействия в совершении и (или) исполнении сделок (операций) с токенами (в том числе выступая стороной по таким сделкам (операциям) с использованием функционирующей в глобальной компьютерной сети Интернет информационной системы либо посредством предоставления права (разрешения) иным лицам использовать такую информационную систему)
- приобретению и (или) отчуждению, в том числе обмену, токенов (кроме случаев, указанных для физических лиц в пп.2.2 Декрета №8)
Также отметим, что:
- до 01 января 2025 г. для физических лиц были продлены льготы в части подоходного налога по операциям с токенами
- принят Указ от 17.09.2024 №367 — физические лица смогут покупать и продавать криптовалюту только через белорусские криптобиржи

Консультации физическим лицам
Предоставим полную информацию по интересующим Вас вопросам
Все особенности налоговых систем, порядок работы, декларирования и уплаты налогов, контрольные мероприятия и все Ваши вопросы разбираем на консультациях
Для консультации свяжитесь с нами по телефону, через мессенджеры или закажите звонок!
- Общие консультации - частные 150 BYN / час
Самозанятость, налог на профессиональный доход, работа на белорусские и иностранные компании, налоговое резидентство Беларуси, продажа имущества, дарение денег и любые другие вопросы (кроме указанных в иных пунктах). Без изучения документов. Консультация до 30 минут - 80 руб. Консультация с изучением документов - от 250 руб
- Консультации блогерам 200 BYN / час
Разбираем все налоговые и финансовые вопросы по работе блогеров: как правильно работать, как платить налоги, какие контрольные мероприятия и т.п.
- Консультации по криптовалюте 200 BYN / час
Налоги, практика, ответственность и другие вопросы
- Консультация "жил за границей - хочу вернуться в Беларусь" 200 BYN / час
Разбираем все особенности случая, если физ.лицо некоторое время жило и зарабатывало за границей, но планирует переехать либо вернуться жить в Беларусь
- По операциям с ценными бумагами / брокерами 200 BYN / час
При получении доходов от иностранных брокеров возникает необходимость декларирования полученных доходов
- Консультации по продаже имущества налоговыми НЕрезидентами Беларуси 200 BYN
При получении доходов от реализации имущества для налоговых НЕрезидентов Беларуси зачастую возникает необходимость декларирования полученных доходов. Разбираем все особенности
- По налогу на "сверхдоходы" 250 BYN
При превышении доходов за 2025 год суммы в размере 220 000 бел.рублей нужно подать декларацию по налогу на сверхдоходы
- Консультации (групповые) от 600 BYN
Если требуется консультация сразу нескольким физ.лицам (в рамках одной организации или просто группе лиц). Стоимость по согласованию в зависимости от числа слушателей и формата консультации
- Консультация до проверки 250 BYN
Если планируете купить имущество или хотите подробно узнать про проверку расходов и доходов - обращайтесь за консультацией. Время консультации - до 1,5 часов. Без просчета. Консультация с предварительным просчетом - от 350 BYN в зависимости от затраченного времени
- Консультация в рамках проверки - без повторения Расчета 350 BYN
Разбираем все особенности проверки: как и на какие источники ссылаться, какие документы нужны и т.п. Разберем все Ваши вопросы. Без изучения и без повторения Расчета расходов и доходов. Время консультации - до 2-х часов. .
- Консультация в рамках проверки + работа с Расчетом 450 BYN
Заранее повторяем Ваш Расчет расходов и доходов. На консультации разберем все Ваши вопросы и источники доходов + работаем с Расчетом. Составляем план подготовки Пояснений об источниках доходов. Время консультации - 2 часа. Если разобрались за 1 час, то консультация 300 BYN. Цена указана для Расчета до 50 листов; повторение каждых 50 листов - +25 BYN
- Пояснения об источниках доходов (после первой консультации) от 500 BYN
Текст Пояснений об источниках доходов нужно правильно составить. Подготовим и оформим по Вашим данным текст Ваших Пояснений. Все Пояснения - индивидуальны. Точную стоимость оговариваем на первой консультации. Обращаясь к нам на первой стадии проверки у Вас наиболее высокие шансы, что Вы сможете разобраться с проверкой
- Возражения по Акту проверки от 500 BYN
Если Вам вручили Акт проверки, то у Вас есть всего 15 рабочих дней для направления Возражений по Акту проверки. Профессионально составим текст Возражений. Точную стоимость услуг оговариваем на встрече
- Жалоба на Решение налогового органа по проверке от 600 BYN
Для тех, кто обращается после прохождения проверки без обращения к нам на стадии Пояснений об источниках доходов. Если Вы пытались проходить проверку самостоятельно, то объём нашей работы самостоятельно возрастает. Жалоба на Решение налогового органа по результатам проверки подается либо в вышестоящий налоговый орган, либо в Суд. Точную стоимость услуг оговариваем на встрече